Понедельник, 29.04.2024, 07:38
Интересный сайт Antona
Приветствую Вас Гость | RSS
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » В помощь учащимся » Экономика » Теория экономического анализа (Контрольная работа)
Теория экономического анализа
AntonДата: Суббота, 31.07.2010, 14:26 | Сообщение # 1
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 342
Репутация: 0
Статус: Offline
Вопрос 1. Понятие экономического анализа и его виды. Концепция системного сбалансированного анализа.

Изучение экономических процессов невозможно без анализа. Он представляет собой расчленение или декомпозицию указанных процессов на составные их части с целью изучения этих частей как единого целого. Такая декомпозиция позволяет понять сущность экономического процесса, определить роль каждого элемента в этом процессе и во взаимодействии с другими элементами. Противоположностью анализа является синтез, который выявляет связи и зависимости между отдельными элементами экономического процесса. Современная диалектика исходит из единства анализа и синтеза как научных методов изучения реальности. Таким образом, под экономическим анализом понимается способ познания экономических процессов, базирующийся на декомпозиции целого на составные элементы и их изучении во всем многообразии связей и зависимостей. Экономический анализ представляет собой систему значений, связанную с:
- выявлением факторов и количественным измерением их действия на результативный признак;
- исследованием экономических процессов в их взаимосвязи;
- научным обоснованием сбалансированных бизнес-планов;
- исследованием тенденций, темпов и пропорций экономического развития;
- определением неиспользованных внутрихозяйственных резервов;
- принятием оптимальных управленческих решений.
Под предметом экономического анализа понимаются хозяйственные процессы, происходящие на предприятии, фирме, компании, эффективность и конечные результаты их деятельности, складывающиеся под воздействием различных факторов и получающих отражение через систему экономической информации.
Предметом экономического анализа определяются и стоящие перед ним задачи. Среди этих задач необходимо отметить:
- повышение научной обоснованности бизнес-планов и экономических нормативов;
- всестороннее исследование выполнения этих планов;
- определение экономической эффективности использования трудовых, материально-технических и финансовых ресурсов;
- измерение внутренних резервов;
- проверка оптимальности управленческих решений.
Объективная и научная обоснованность принимаемых управленческих решений должны вноситься в стиль работы любого руководителя предприятия. Принятие оптимальных управленческих решений на базе соответствующего экономического анализа превращается в настоящее время в важнейшую проблему. Теория принятия указанных решений исходит из многовариантности и неопределенности влияния факторов на каждый вариант, установления параметров оптимальности, использования итерационного процесса. Многовариантность в условиях неопределенности делает необходимым анализ различных вариантов управленческих решений. При этом выбор наилучшего варианта или рационально сбалансированного варианта реализуется с помощью рыночных моделей и системного анализа, которые будут исследованы ниже.
Реальная рыночная экономика невозможна без использования маркетинговых исследований. Сущность основных принципов маркетинга сводится к следующему:
- производству продукции, работ и услуг в балансовой увязке с потребностями покупателей этих услуг;
- наиболее полному удовлетворению этих потребностей как по объему, так и структуре;
- активной адаптации к постоянно изменяющейся рыночной конъюнктуре.
Реализация маркетинговых исследований невозможна без анализа:
- влияния на экономику предприятия, фирмы, компании "внешней и внутренней среды";
- внешних и внутренних рынков инвестиций, предметов, средств и самого труда;
- возможностей (предложений) продавцов и спроса покупателей; конкурентной среды;
- рыночных цен и формирования собственной ценовой политики;
- конечных результатов (возможностей получения максимальной нормы прибыли на вложенный капитал).
Для понимания сущности и задач экономического анализа важное значение имеет типология видов этого анализа. Рассматриваемый анализ классифицируется по следующим признакам.
По отраслевому признаку анализ делится на отраслевой и межотраслевой.
По признаку времени анализ подразделяется на перспективный, ретроспективный, оперативный (ситуационный) и итоговый (заключительный).

По пространственному признаку выделяется внутрихозяйственный анализ, который изучает деятельность только одного предприятия и межхозяйственный, когда сравнивается деятельность двух или нескольких предприятий.
По объектам управления различают технико-экономический анализ, которым занимаются технические службы предприятия (главного механика, главного технолога и др.); финансово-экономический анализ, которым занимаются финансовые службы предприятия, финансовые и кредитные органы.
При этом особое внимание уделяется анализу финансовых результатов предприятия; аудиторский анализ - это экспертная диагностика финансового состояния предприятия. Он проводится аудиторскими фирмами с целью прогноза финансовой устойчивости субъектов хозяйствования; социально-экспертный анализ проводится экономическими службами, статистическими органами и изучает взаимосвязь социальных и экономических процессов, их взаимное влияние на экономические результаты хозяйственной деятельности; экономико-статистический анализ проводится статорганами и применяется для изучения массовых общественных явлений на разных уровнях управления экономикой; маркетинговый анализ осуществляется службами маркетинга предприятия и применяется для изучения "внешней среды" предприятия, т. е. рынков сырья и сбыта готовой продукции, ее конкурентоспособности, спроса и предложений, коммерческого риска, формирования ценовой политики.
По методике изучения объектов анализ может быть сравнительным, диагностическим, факторным, маржинальным, экономико-математическим, экономико-статистическим, функционально-стоимостным и др,
При сравнительном анализе ограничиваются сравнением отчетных показателей о хозяйственной деятельности предприятия с плановыми; факторный анализ направлен на определение величины влияния факторов на результативный показатель; диагностический (экспресс-анализ) - это способ установления нарушений нормального хода экономических процессов на основе признаков, характерных только для данного нарушения. Например, если темпы роста валовой продукции опережают темпы роста товарной продукции, то это свидетельствует о росте остатков незавершенки или полуфабрикатов; маржинальный анализ представляет собой метод оценки и обоснования эффективности управленческих решений в бизнесе на основе причинно-следственной взаимосвязи объема продаж, себестоимости и прибыли и делении затрат на постоянные и переменные; стохастический анализ используется для изучения статистических зависимостей между исследуемыми явлениями и процессами хозяйственной деятельности предприятий, фирм, компаний; функционально-стоимостной анализ используется для выявления резервов. Он базируется на функциях, которые выполняет объект и ориентируется на методы их реализации на всех стадиях цикла: наука - проектирование - производство - эксплуатация - утилизация. Основное назначение этого анализа заключается в том, чтобы выявить и предупредить излишние затраты за счет ликвидации ненужных узлов, деталей, упрощения конструкции изделий, замены материалов и т.д.

Вопрос 2. Экономико-математический анализ современной рыночной экономики как большой сложной иерархической системы.

Важнейшей чертой современной рыночной экономики является системность. Системность как понятие кибернетического порядка, требует исследования и анализа экономики в качестве единого целого, единой системы, включающей другие входящие и находящиеся в определенном взаимодействии составные элементы, объекты, являющиеся частью другой, более высокого уровня системы (метасистемы), в которой они взаимодействуют с остальными подсистемами. Целостность системы, отличаясь определенной завершенностью, предполагает и обособленный анализ элементов, ее составляющих.
Системность анализа органически связана с его комплексностью (эмерджентностью), и поэтому, последнюю можно рассматривать в качестве важной составляющей системного анализа. Методологическое единство системности и эмерджентности экономического анализа находит свое выражение в единстве целого и его частей, разработке единой универсальной системы рыночных моделей технико-экономических показателей. Системность и комплексность методологического подхода к анализу проявились в органическом единстве экономики и политики (политика как концентрированное выражение экономики). Системность, комплексность анализа выражаются также в единстве экономических и социальных явлений. Поэтому анализ следует трактовать как социально-экономический, исходя из необходимости изучения выполнения заданий по социальным и экономическим разделам наших планов. Расчленяя в процессе анализа целое на части, мы проверяем достоверность своих расчетов путем взаимодействия частей и получения целого. Системность и эмерджентность анализа выражаются в разработке и применении системы экономических показателей и соответствующих рыночных моделей.
Системность анализа и система экономических показателей выражают цели и средства активного познания реальной действительности. Системность и эмерджентность анализа выражаются в комплексном использовании всех видов экономической информации (бухучет и отчетность, статучет и статотчетность и др.); взятые в комплексе, они обеспечивают потребности аналитического исследования хозяйственно-финансовой и коммерческой деятельности всех предприятий (при любой форме собственности).
Другой важнейшей чертой реальной рыночной экономики является сложность и многообразие прямых, косвенных и обратных связей: внутриотраслевых и внутрирегиональных, межотраслевых, межрегиональных, федеральных, континентальных и трансконтинентальных.
Третьей особенность современной экономики является ее многомерность. Экономические и аналитические задачи, как правило, отличаются огромной размерностью, что не позволяет решать их прямым путем, а требует их декомпозиции на ряд взаимосвязанных блоков.
Отличительной чертой современной экономики является ее иерархичность как по горизонтали: предприятие -муниципалитет - регион - федерация, так и по вертикали: предприятие - отрасль - федерация.
Весьма важной чертой нашей экономики является ее рыночный характер, который характеризуется следующими особенностями:
- стохастичностью (вероятностным характером) основных параметров рыночной экономики;
- ориентацией на покупателей готовой продукции, работ и услуг;
- самофинансированием и самоокупаемостью предприятий, фирм и компаний;
- стремлением этих предприятий к получению максимальной прибыли от реализации их продукции, работ и услуг;
- конкуренцией продавцов и конкурсом покупателей этих услуг и др.
Не менее важной чертой современной рыночной экономики является сбалансированность всех ее параметров, и в частности между:
- производством и потреблением сырья и готовой продукции;
- отраслями народного хозяйства; фондами потребления и накопления; импортом и экспортом сырья и готовой продукции;
- регионами-донорами и дотируемыми регионами;
- темпами роста производительности труда и темпами роста средней зарплаты;
- фондовооруженностью, фондоотдачей и производительностью труда;
- инвестиционными, трудовыми, материально-техническими и финансово-кредитными ресурсами;
- инновациями и затратами всех перечисленных ресурсов и др.
Следующей чертой нашей экономики необходимо считать ее оптимальность или экстремальность, которая вытекает из таких особенностей рынка, как стремление предприятий, фирм и компаний к получению максимальной прибыли или удовлетворению рыночного спроса с минимальными транспортно-производственными затратами, т.е. реализации максимума стоимости при минимальной себестоимости, что соответствует получению максимальной реализованной и всех других видов прибыли (балансовой, чистой и др.).
Наша экономика характеризуется наличием элементов стохастичности. Это связано с вероятностным характером рыночного спроса на готовую продукцию, ресурсы и услуги предприятий, фирм и компаний, стохастичностью и неопределенностью внутренних и внешних рынков инвестиций; предметов, средств и самого труда; неопределенностью природно-климатических условий и др.
Современная рыночная экономика отличается своей многоэкстремальностью, наличием глобального и локальных функционалов (целевых функций) и необходимостью их согласования. Например, локальные критерии функционирования предприятий, фирм и компаний, заключающиеся в максимизации реализованной прибыли этих компаний должны соответствовать народнохозяйственному критерию, заключающемуся в максимальном удовлетворении рыночного спроса как по объему, так и структуре (видовой, отраслевой, региональной, временной).
Реальная рыночная экономика отличается также дискретностью своих параметров. Например, искомая мощность предприятия, фирмы, компании, как правило, должна либо совпасть, либо не совпасть с мощностями ряда перспективных типовых проектов указанных предприятий. При этом никаких промежуточных вариантов быть не должно.
Следующей отличительной чертой современной экономики любого уровня, начиная от предприятия и кончая федеральным уровнем управления, является ее многовариантность. Действительно, наряду с оптимальным (наилучшим с точки зрения рассматриваемого критерия) решением, мы получаем целую систему сбалансированных и рационально сбалансированных вариантов этих решений, т.е. таких решений, которые удовлетворяют всем ограничениям системы, но не удовлетворяют ее критерию эффективности. Задача аналитика заключается в том, чтобы проанализировав эти решения, выбрать из них наиболее рациональное, т.е. такое решение, которое с практической точки зрения было бы наиболее приемлемым м вместе с тем достаточно близким к оптимальному.
Наконец, важнейшим принципом рыночной экономики является ее альтернативность (возможные типы технологий, организации, финансирования того или иного технико-экономического процесса).

Вопрос 3. Понятие аналитической рыночной модели, их классификация и области применения.

Экономико-математическая модель - это способ количественного отражения реальных хозяйственных процессов с учетом их взаимодействия, т.е. с помощью такой модели отображается тот или иной реальный экономический процесс. Она может быть сконструирована только на основе глубокого теоретического исследования экономической сущности рассматриваемого процесса. Только в такой ситуации рыночная модель будет достаточно адекватно отражать реальные экономические процессы.
С формальных позиций, аналитическая рыночная модель представляет систему ограничений и целевую функцию (критерий оптимальности, эффективности, функционал), который либо максимизируется, либо минимизируется в зависимости от экономического смысла поставленной аналитической задачи.
Главное требование, которое предъявляется к аналитическим рыночным моделям - это высокая адекватность реальным экономическим процессам. Как правило, единственная модель не в состоянии достаточно полно отразить указанные процессы из-за их сложности. Поэтому на практике применяются системы аналитических рыночных моделей. С учетом изложенного, рассматриваемые модели классифицируются следующим образом:
- идеальные и реальные (первые необходимы для углубленного познания сущности экономических процессов, но как правило, практически не реализуемы; вторые широко применяются в практике экономического анализа, прогнозирования и управления);
- одно- и многоэкстремальные (т.е. имеют соответственно один и несколько оптимумов); вероятностные и детерминированные;
- одно- и многофакторные (не требуют пояснений);
- матричные и сетевые (первые базируются на использовании систем ограничений и функционала (как в нашем случае), которые при расчетах записываются в виде матриц коэффициентов этих ограничений и функционала, а вторые базируются на отражении экономических процессов с помощью так называемых событий и работ);
- статистические и эконометрические (первые строятся на базе обработки исходной статистической информации, вторые формируются на основе глубокого изучения сущности экономических явлений и процессов);
- одно- и многопродуктовые (не требуют пояснений);
- вариантные и безвариантные (первые предполагают заранее (до расчетов) заданные варианты, например, типовых проектов мощностей предприятий, вторые "отыскивают" эти мощности в результате расчетов);
- одно- и многоэтапные (первые описывают один этап: продавцы - покупатели, вторые - два или несколько этапов: продавцы сырья - покупатели сырья (продавцы готовой продукции) - покупатели этой продукции);
- линейные и нелинейные (первые имеют линейные ограничения и линейный функционал (как в нашей ситуации), вторые - нелинейные (параболы, гиперболы и другие, как элементарные, так и трансцендентные функции; нелинейная зависимость отражается функцией );
- непрерывные и дискретные (целочисленные) (в первых переменные xi могут иметь любые неотрицательные значения, во вторых, на указанные искомые переменные могут налагаться такие ограничения, как, например, искомая мощность i-ого предприятия - хi, должна выбираться из заранее заданного дискретного ряда типовых проектов мощностей, т.е. . Частным случаем дискретности является целочисленность, т.е. когда все искомые хi должны выражаться только в целых числах);
- статические и динамические (с точки зрения учета фактора времени). Необходимо отметить, что необходимость учета указанного фактора существенно усложняет аналитические рыночные модели (например, в ситуации, когда требуется учитывать лаги инвестиций) и значительно увеличивает размеры этих моделей и матриц, определяемые числом ограничений и переменных);
- балансовые и оптимальные (первые включают только балансовые или различные дисбалансовые ограничения. Примером балансовой модели может служить модель межотраслевого баланса или однофакторная корреляционная модель.

Вопрос 4. Понятие экономико-математического метода, их классификация и области применения в анализе.

Особо важное место в экономическом анализе занимает экономико-математический анализ. С его помощью определяется оптимальный (экстремальный) вариант решения экономической задачи, выявляются резервы повышения эффективности производства за счет более полного использования имеющихся ресурсов (трудовых, материально-технических и инвестиционных). Рассматриваемый анализ базируется на применении экономико-математических моделей, методов и ПЭВМ.
Аналитические рыночные модели определяют методы решения соответствующих экономических задач. Действительно, если ограничения указанных моделей и их функционалы линейны, то для решения рассматриваемых задач необходимо применять методы общего линейного программирования (как в нашей ситуации). Среди этих методов надо отметить:
- общий симплекс-метод;
- модифицированный симплекс-метод;
- двойственный симплекс-метод;
- метод сокращения невязок;
- метод линейных ветвлений;
- блочный симплекс-метод (метод декомпозиции) и др.
Для решения специальных задач линейного программирования (например т.н. транспортных задач, специфика которых заключается в том, что коэффициенты при неизвестных их ограничений равны единице), разработаны специальные, весьма эффективные методы:
- метод потенциалов;
- венгерский метод;
- метод дифференцированных рент и др.
Для решения дискретных задач разработаны специальные методы дискретного программирования, среди которых необходимо выделить методы целочисленного и дискретного динамического программирования. Особую практическую значимость в анализе и управлении экономическими процессами имеют методы дискретного динамического программирования, которые реализуют задачи с нелинейными критериями оптимальности (причем при любой аналитической форме) и дискретными (целочисленными) переменными, что чрезвычайно важно в экономике.
Весьма перспективны методы нелинейного, эвристического и стохастического программирования. Однако в анализе экономических процессов они пока не нашли должного применения.
Еще раз необходимо отметить методы блочного программирования, которые хорошо интерпретируются экономически, позволяют реализовать многоуровневый анализ экономических процессов, протекающих на федеральном, региональном, муниципальном и микроуровнях, приспособлены для решении аналитических экономических задач весьма больших, размеров.
Вместе с тем каждый из перечисленных, методов оптимального (математического) программирования имеет свои, присущие только ему, недостатки. Например, методы дискретного динамического программирования при отмеченных выше весьма важных достоинствах применимы лишь в одномерной ситуации, что естественно ограничивает их применение в практике экономического анализа.
Методы линейного программирования можно использовать только в линейной ситуации, которая в экономике встречается достаточно редко. Как правило, реальные экономические процессы носят одновременно нелинейно-линейный, дискретно-непрерывный статико-динамический и т.д. характер. Поэтому в реальной ситуации необходимо применять систему методов и алгоритмов, нивелирующую недостатки отдельных методов и аккумулирующую их позитивные свойства.

Вопрос 5. Информационное обеспечение аналитических рыночных моделей. Количество и качество входной и выходной информации. Контроль и адаптация «входа» и «выхода» аналитических моделей.

На "вход" аналитических рыночных моделей предприятий, фирм и компаний - I "подается" рыночный спрос на готовую продукцию этих предприятий и ресурсы ,v, у, z, необходимые для материализации этого спроса. Предприятия анализируют, перерабатывают перечисленную информацию и направляют результаты анализа о фактическом уровне этой материализации, данные о потребности в сырье и т.д. другим предприятиям, фирмам и компаниям, для которых эта потребность служит источником информации о рыночном спросе на выпускаемые ими ресурсы.
Кроме того, данные о фактическом уровне материализации спроса передаются в вышестоящие муниципальные органы - II (города, районы и т.д.). Там полученные данные анализируются и корректируются на основе информации о межгородских и межрайонных связях, получаемых на базе имитации, анализа и регулирования муниципальных рынков инвестиций, предметов, средств и самого труда. Результаты этого анализа и регулирования направляются в соответствующие регионы - III , которые на базе исследования своих рыночных моделей развития и размещения производства, моделей анализа региональных рынков, региональных межотраслевых балансов и др. корректируют полученные результаты с учетом региональных интересов и передают их на федеральный уровень - IY. Этот уровень проделывает аналогичные процедуры анализа с применением межотраслевых балансов разных типов и динамических макромоделей расширенного воспроизводства и на базе исследования межрегиональных, межотраслевых и международных связей, а также соответствующих рынков выдает информацию о темпах и пропорциях развития экономики, которую направляет в каждый из 89 регионов РФ - III. Там с учетом полученных глобальных темпов и пропорций анализируются и уточняются взаимосвязи в отраслевой структуре на основе соответствующих региональных рыночных моделей. Результаты, касающиеся темпов и пропорций развития регионов, передаются муниципальным органам городов и районов - П. Последние, проделав аналогичные операции системного сбалансированного анализа, направляют свои управленческие решения на "вход" моделей предприятий, фирм, компаний - I, "выход" которых увязывается и балансируется со "входом" смежных предприятий - х, у, z, использующих выходную информацию, например, о потребности первых в материально-технических и сырьевых ресурсах, для определения масштабов производства этих ресурсов или объемов добычи местного сырья и т.д.
Заметим, чтобы получить баланс на "выходе", необходимо, чтобы он соблюдался на "входе", и надо, чтобы этот "вход" был непротиворечив, из-за различной направленности ограничений> <..
Формальным аналогом системы многоуровневого анализа, прогнозирования, планирования и управления экономическими процессами может служить алгоритм декомпозиции, позволяющий разложить исходную глобальную многомерную задачу анализа экономики на ряд локальных блоков регионов, отраслей, городов и предприятий и осуществлять соответствующие вычислительные процедуры в каждом из блоков с учетом ограничений, накладываемых высшим уровнем управления.
Реализация таких процедур позволит получить системное сбалансированное решение указанной задачи с учетом согласования глобального критерия, заключающегося в максимальном удовлетворении рыночного спроса как по объему, так и структуре с локальными критериями регионов, отраслей и предприятий, заключающимися в получении максимальной реализованной прибыли.
Описанная выше система моделей многоуровневого сбалансированного анализа и управления формирует функциональную часть автоматизированной системы этого анализа. Функциональная часть определяет объем и структуру обеспечивающей части указанной системы, которая включает: информационное и нормативное, математическое и программное, техническое и технологическое, кадровое и организационно-правовое обеспечение.
Информационное и нормативное обеспечение представляет собой нормативно-справочную информацию, классификаторы, словари, паспорта объектов, инвестиционных проектов, предприятий, фирм, компаний, организаций; агрегирование и дезагрегирование этой информации, базы данных и СУБД (системы управления ими), "вход", "выход" и взаимодействие между ними, контроль "входа" и "выхода", учет альтернатив, ликвидация дисбаланса "входа" и "выхода" из-за возможного несоответствия исходных параметров предприятий отраслей-заказчиков и отраслей материально-технической базы выходным параметрам отраслей генподрядчиков, а также предприятий отраслей-субподрядчиков, у которых предприятия генподрядчиков выступают в роли предприятий отраслей-заказчиков и обратно.
Математическое и программное обеспечение включает эвристическое и дискретное динамическое программирование, общее и специальное линейное программирование, стохастическое и блочное программирование; статические и динамические межотраслевые, межрегиональные и региональные балансы; соответствующие методы и алгоритмы; методы и алгоритмы экстраполяции, оптимального экономического прогнозирования, производственных функций и многофакторного корреляционного анализа; СУБД для персональных компьютеров, языки машинного программирования и программы для ПЭВМ.
Техническое и технологическое обеспечение составляют персональные компьютеры, удаленные видеотерминалы, каналы периферийной связи, автоматизированные рабочие места, информационно-аналитические центры и комплекты перечисленной техники, которые технологически увязывают "вход" одних блоков с "выходом" других и обратно.

Вопрос 6. Концепция мощности предприятия, его производственной программы и товара.

В рыночных условиях основу плана производства на различных предприятиях составляют заключенные договоры с потребителями, имеющийся портфель заказов и существующая потребность в товарах, а также действующие законы спроса и предложения на продукцию, работы и услуги. Главная цель плановой работы на акционерных, коммерческих и иных предприятиях и фирмах с частной формой собственности, как и осуществляемой на ее основе предпринимательской или производственной деятельности, состоит в удовлетворении потребностей покупателей и получении максимальной прибыли. Предприятия заключают с потребителями и поставщиками договоры на производство и продажу продукции и услуг, приобретение и закупку необходимых ресурсов, в том числе и с государственными и муниципальными органами, службами и предприятиями.
Во взаимодействии годового и долгосрочного планирования наиболее сложными плановыми проблемами считаются трудности прогнозирования будущего состояния рынка и внутренней среды самого предприятия. Это объясняется тем, что долгосрочные допущения о возможном росте потребностей покупателей и соответствующие планы развития производственного потенциала предприятия часто оказываются недостаточно обоснованными на предстоящий период.
Разработка производственной программы осуществляется на большинстве промышленных предприятий в три этапа:
1) составление годового производственного плана для всего предприятия;
2) определение или уточнение на основе производственной программы приоритетных целей на плановый период;
3) распределение годового плана производства по отдельным структурным подразделениям предприятия или исполнителям.
Кроме того, при разработке годовой производственной программы необходимо обеспечить максимальный совокупный доход, высокую финансовую устойчивость и платежеспособность каждого предприятия. Это предполагает отбор и включение в план производства наиболее конкурентоспособных и высокодоходных товаров. В американских корпорациях для этого применяется матрица Бостонской консультационной группы (БКГ). Она позволяет классифицировать каждый вид продукции по его доле или удельному весу на рынке относительно основных конкурентов или в общем объеме производства данного стратегического хозяйственного подразделения. Используя матрицу БКГ, предприятие может определить, какой вид продукции или какое подразделение играет ведущую роль по сравнению с конкурентами, а также как должно развиваться ее производство в данное время и как будут расти или сокращаться в дальнейшем объемы выпуска и сбыта товаров. Матрица БКГ строится на том экономическом предположении, что чем больше доля продукции на рынке, тем ниже относительные издержки и выше общая прибыль.
Матрица БКГ может служить лишь одним из ориентиров для включения в годовую производственную программу тех или иных товаров из имеющегося на предприятии портфеля заказов. Для принятия окончательного решения следует непременно принимать во внимание такие общеизвестные экономические показатели, как совокупный доход, предельные издержки и многие другие расчетно-плановые данные.
В процессе разработки производственной программы цеха или предприятия возникает необходимость принятия оптимальных плановых решений. Под оптимальным решением обычно понимается достижение в заданных условиях максимальных результатов или минимальных издержек производства.
В рыночной экономике основным ограничением планируемых объемов производства товаров и услуг служит редкость ресурсов. Вследствие большой редкости экономических ресурсов и предела, который они ставят перед всякой производственной деятельностью, объем производства на каждом предприятии ограничивается многими факторами. Для всех выпускаемых продуктов и применяемых ресурсов существует кривая производственных возможностей.
Конкретным выражением производственных возможностей каждого предприятия служит его производственная мощность. Она характеризует максимально возможный годовой объем выпуска продукции, работ и услуг в запланированной номенклатуре при полном использовании всех имеющихся экономических ресурсов на основе применения прогрессивной технологии, передовых форм и методов организации труда и производства.

Производственная мощность определяет уровень производства продукции, товаров и услуг, степень сдерживания объема выпуска или верхний предел продаж продукции. В конечном итоге производственная мощность означает способность предприятия производить свою продукцию в течение заданного периода рабочего времени. Верхний ее предел обусловлен наличием производственных площадей, технологического оборудования, трудовых ресурсов, материала и капитала.
В условиях рынка руководство предприятий и фирм может устанавливать в процессе текущего планирования верхний предел производственной мощности, принимая во внимание существующие технические, экономические и социальные факторы. Верхняя граница производственной мощности предприятия определяется на рынке внутренними, а не внешними факторами.
Правильное планирование производственной мощности имеет важное значение не только в рациональном использовании ресурсов, но и в стабилизации производства и насыщения рынка необходимыми товарами. В рыночных условиях производственная мощность по своему существу определяет годовой объем предложения предприятия, учитывающий наличие и использование ресурсов, уровень и изменение действующих цен и другие факторы.
Производственная мощность и предложение характеризуют существующую на предприятии технологию и организацию производства, состав и квалификацию персонала, а также динамику их роста и перспективы развития. Являясь величиной динамичной, производственная мощность должна быть сбалансирована с производственной программой, или необходимо достижение равновесия между спросом и предложением на продукцию и услуги. Это требование следует непременно учесть при планировании производственной мощности предприятия или его подразделения. При превышении спроса над предложением необходимо планировать соответствующий прирост производственной мощности.


Хочешь личный форум для себя? Стань админом. http://film.topf.ru/viewtopic.php?id=6885
 
AntonДата: Суббота, 31.07.2010, 14:42 | Сообщение # 2
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 342
Репутация: 0
Статус: Offline
Продолжение темы

Вопрос 7. Концепция валовой, реализованной, балансовой и чистой прибыли.

Различают валовую (балансовую) и чистую прибыль.
Балансовая прибыль представляет собой общую сумму прибыли предприятия, полученной в результате производства и реализации продукции, проведения платных работ и оказания платных услуг, сдачи в аренду помещений и оборудования, превышения полученных штрафов, пени, неустоек над уплаченными.
Чистая прибыль - часть балансовой прибыли предприятия, остающаяся в его распоряжении после уплаты налогов и других платежей в бюджет государства. В акционерных обществах чистая прибыль подразделяется на распределяемую, т.е. выплачиваемую акционерам в виде ежегодных дивидендов, и нераспределенную, капитализируемую прибыль, направляемую на увеличение собственного капитала акционерного общества. Аналогичные формы принимает в своем движении и банковская прибыль, представляющая собой превышение доходов банков над их расходами в результате банковских операций. Прибыль страховых компаний также формируется как разность между их доходами (поступлениями страховых платежей) и расходами (выплатами страхового возмещения и страховых сумм). Рассматриваемое в теоретическом аспекте понятие "прибыль" имеет некоторые особенности по сравнению с обыденным употреблением этого термина. Так, в микроэкономике экономическая прибыль представляет собой разницу между валовым доходом фирмы и ее экономическими, но не бухгалтерскими издержками.
Реализованная прибыль (или убыток) - прибыль (убыток) в результате совершенной сделки (как правило продажи товаров или услуг либо иных активов). В бухгалтерском учете прибыль обычно считается реализованной при продаже на законных основаниях элементов активов, а не на момент поступления денег на него. Дело в том, что при продаже элемента актива в кредит реализуемый элемент обменивается на другое имущество - дебиторскую задолженность. Вне зависимости от того, считается ли долг дебитора хорошим или плохим, его погашение следует рассматривать уже как другую сделку.

Вопрос 8. Концепция остродефицитного ресурса и анализ его влияния на все экономические параметры предприятия (абсолютные, относительные и структурные).

Прежде всего, проанализируем, как в максимальной мере увеличить уменьшаемые, т.е. объем и стоимость выпускаемой и реализованной продукции. С этой целью исследуем ключевую концепцию т.н. остродефицитного ресурса. Подобным ресурсом назовем такой ресурс, по которому

i=1,…..,m

Упрощенно рассматриваемый ресурс можно определить путем деления

j=1,…..,m

Тот ресурс, для которого полученное частное будет минимальным, т.е.( ) и есть остродефицитный. При анализе экономического процесса в качестве bi, и аij,применяются соответственно фактическое наличие ресурсов, которое имелось в распоряжении предприятия в отчетном периоде и фактический расход каждого трудового и материально-технического ресурса, который имел место в отчетном периоде. При планировании и управлении предприятием в качестве наличных ресурсов используются параметры


где аij, нормативы расхода i-ых трудовых и материально-технических ресурсов на единицу спроса j-го потребителя.
Дефицитными назовем ресурсы, для которых справедливы неравенства

i=1,…..,m

и относительно недефицитными назовем такие, для которых выполняются неравенства

i=1,…..,m

Анализ остродефицитного ресурса (например, цемента) показывает, что его ограниченность ведет к существенному недоиспользованию всех остальных (дефицитных и относительно недефицитных).
При этом недозагружаются как мощности предприятий, выпускающих готовую продукцию (например, строительные материалы и конструкции) с применением этих ресурсов, так и мощности подрядных организаций, монтирующих и укладывающих эту продукцию в готовые объекты производственного, жилищного и культурно-бытового назначения. Одновременно возрастают запасы неиспользованных ресурсов и услуг, менее лимитированных для данной подрядной фирмы, но весьма дефицитных для другой, и наоборот. В результате ни одна из указанных фирм не может должным образом максимизировать объем выпуска товарной продукции, работ и услуг, что. в свою очередь, приводит к ухудшению всех результирующих технико-экономических показателей и прежде всего всех видов прибыли, в том числе и капитализированной части собственной чистой прибыли, что не позволяет в должной мере нарастить собственный капитал с тем, чтобы реализовать ежегодное расширенное воспроизводство фондов, постепенно вытеснить заемные ресурсы и перейти на полную самоокупаемость, самофинансирование и самостоятельность.
Таким образом, остродефицитный ресурс губит всю экономику предприятия, фирмы, компании. Поэтому его анализ имеет кардинальное значение, поскольку позволяет рационально управлять этой экономикой, направляя инвестиции (собственные и заемные) прежде всего на прирост остродефицитных материально-технических ресурсов или разумно перераспределяя (реструктуризируя) имеющиеся ресурсы в ситуации, когда остродефицитными являются инвестиционные ресурсы.
Таким образом, существуют 4 пути рационального управления ресурсами предприятий, фирм и компаний:
1) реструктуризация внутренних материально-технических ресурсов;
2) перераспределение внешних ресурсов на рынках предметов, средств и самого труда;
3) направление собственных и заемных инвестиций на прирост остродефицитных ресурсов;
4) комплексное использование интенсивных и экстенсивных путей 1-3.
Поскольку готовая продукция любого предприятия, - это строго детерминированный комплект уложенных, с применением труда и фондов, материальных ресурсов, то главной целью анализа и управления с применением всех 4-х путей, является формирование такого комплекта перечисленных ресурсов, который бы в максимальной мере был сбалансирован по объему и структуре с комплектами выпускаемой готовой продукции, работ и услуг. Любое несоответствие перечисленных комплектов приводит к недоиспользованию всех имеющихся ресурсов и мощностей, снижению производственной программы и товарной продукции, а следовательно - ухудшению всех технико-экономических показателей (абсолютных, относительных и структурных), поскольку любой из этих показателей базируется на затратах трудовых, материально-технических и инвестиционных ресурсов и на объемах производства готовой продукции, работ и услуг, которые сами являются функцией рыночного спроса и перечисленных ресурсов.
А поскольку объем и структура рыночного спроса на готовую продукцию задаются предприятию извне, то единственное, чем он может управлять, так это собственными ресурсами.

Вопрос 9. Оценка экономической эффективности системного сбалансированного и оптимального анализа.

Финансовое состояние является важнейшей характеристикой деловой активности и надежности предприятия. Оно определяет его конкурентоспособность, потенциал и является гарантом эффективного функционирования как самого предприятия, так и его "внешней среды". Устойчивое финансовое положение является результатом умелого, просчитанного управления всем комплексом производственных и хозяйственных факторов, определяющих результаты деятельности предприятия.
Для экономической оценки эффективности системного сбалансированного анализа используются абсолютные, относительные (сравнительные) и структурные параметры.
Табл. 1- 2 обеспечивают получение всех абсолютных показателей, характеризующих финансовое состояние предприятия как в отчетном, так и прогнозируемом периоде, начиная от выручки и кончая объемами собственного капитала, направляемого на прирост трудовых и материально-технических ресурсов. Причем перечисленные абсолютные показатели определяются применительно к следующим ситуациям:
- фактическому протеканию экономических процессов в отчетном периоде (дисбалансированному варианту
функционирования предприятия);
- многочисленным сбалансированным вариантам этого функционирования (начиная от наихудшего, с точки зрения реализуемого критерия, и кончая лучшим);
- оптимальному (наилучшему) варианту хозяйствования и управления предприятием;
- рационально сбалансированному варианту управления, т.е. весьма близкого к оптимальному и вместе с тем
наиболее рациональному с практической точки зрения.
Отсюда огромный материал для расчетов относительной экономической эффективности системного сбалансированного анализа, а следовательно экстраполяции, прогнозирования, планирования и управления экономическими процессами, в ходе которых также реализуется системный экономический анализ.
Действительно, экстраполяция, характеризуемая простым переносом фактической отчетной динамики экономических процессов на перспективу, необходима для того, чтобы проанализировать, что будет с предприятием, если не предпринимать никаких действий.
Прогноз - это утонченная экстраполяция, при которой более поздние наблюдения в отчетной динамике экономических процессов принимаются (при определении будущего уровня развития предприятия) с большим удельным весом.
Планирование, как правило, предполагает реализацию экономической (а не статистической) цели (критерия эффективности), балансирование и концентрацию ресурсов для достижения этой цели. Оно осуществляется после анализа результатов прогноза экономических процессов и его возможных экономических последствий.
Однако разработать даже самый наилучший (оптимальный) план вовсе не означает, что он будет выполнен на практике. Чтобы он был реализован практически, необходимо управлять этой реализацией, т.е. в случае отклонения от намеченной цели, нужно повернуть такие рычаги, которые бы способствовали движению экономики предприятия, региона, отрасли и страны в целом к поставленной цели. Очевидно, чтобы это сделать, необходимо осуществить глубокий системный сбалансированный анализ указанных отклонений и вызвавших их причин. Такой же сравнительный анализ надо реализовать и при исследовании фактической отчетной динамики рассматриваемых процессов. Исходя из перечисленных выше ситуаций, можно сравнить, например, оптимальный вариант с лучшим из сбалансированных, фактическим (дисбалансированным) вариантом, рационально сбалансированным, наихудшим из всех сбалансированных и усредненным среди них. Таким образом при необходимости можно определить сравнительную экономическую эффективность любого выбранного варианта (в т.ч. рационально сбалансированного) относительно других перечисленных вариантов.
Что касается определения структурных параметров экономической эффективности системного анализа, то они являются производными практически всех блоков принципиальной блок-схемы, представленной на рис. 3, начиная от реализации заемных инвестиций и кончая их приростом за счет собственного капитала, полученного в результате круговорота и оборота заемного. В свою очередь, рассматриваемые показатели также могут быть использованы для сравнительной оценки эффективности, т.е. они могут применяться в качестве относительных параметров.
Структурные показатели можно объединить в 4 группы. В первую включаются важнейшие параметры оценки рентабельности хозяйственной деятельности предприятия. В общем случае параметры рентабельности этого предприятия представляют отношение разных видов прибыли (валовой, реализованной, балансовой и чистой) к различным средствам (имуществу) указанного предприятия, участвующему в получении этой прибыли. В данной группе наиболее важными являются показатели рентабельности, рассчитанные отношением чистой прибыли ко всему имуществу или величине собственных средств предприятия.
Во вторую группу включаются параметры оценки эффективности анализа и управления предприятием. Эта эффективность, определяется отношением валовой, реализованной, балансовой и чистой прибыли ко всему обороту предприятия, т.е. выручке от реализации продукции, работ и услуг без НДС.
В третью группу включаются показатели оценки деловой активности предприятия:
- отдача всех активов (всего капитала) предприятия определяется отношением выручки от реализации
продукции к валюте баланса;
- отдача основных фондов рассчитывается отношением выручки от реализации готовой продукции к
стоимости основных средств и нематериальных активов;
- оборачиваемость оборотных фондов (количество оборотов) определяется отношением выручки к стоимости
оборотных средств;
- оборачиваемость запасов рассчитывается отношением выручки к стоимости запасов;
- оборачиваемость дебиторской задолженности определяется отношением выручки к общей сумме
дебиторской задолженности;
- оборачиваемость банковских активов рассчитывается отношением выручки к сумме наличности,
невостребованной выплаты за проданную продукцию, авансов, выданных поставщикам и генподрядчикам,
полученных чеков, ценных бумаг, неучтенных займов и других краткосрочных финансовых ресурсов;
отдача собственного капитала определяется отношением выручки к объему собственных инвестиций.
В четвертую группу включаются параметры оценки ликвидности и рыночной устойчивости предприятия, фирмы, компании:
- текущий коэффициент ликвидности определяется отношением суммы оборотных активов к сумме срочных обязательств;
- критический коэффициент ликвидности рассчитывается отношением денежных средств и дебиторской задолженности к коэффициент автономии (финансовой независимости) предприятия определяется отношением собственных средств к валюте баланса;
- обеспеченность запасов собственными оборотными средствами рассчитывается отношением суммы собственных оборотных средств к стоимости запасов.
При характеристике рыночной устойчивости акционерных компаний необходимо использовать такие относительные параметры, как:
чистая прибыль на 1 акцию;
дивиденд на 1 акцию;
дивиденд на 1 акцию к рыночному курсу этих акций и др.

Вопрос 10. Основные стадии анализа и прогнозирования экономических процессов на основе производственных функций.

Главная цель анализа - своевременно выявить и устранять недостатки в финансовой деятельности и находить резервы улучшения финансового состояния предприятия и его платежеспособность.
При этом необходимо решить задачи:
1. На основе изучения причинно-следственной взаимосвязи между различными показателями производственной, коммерческой и финансовой деятельности дать оценку выполнения плана по поступлению финансовых ресурсов и их использованию с позиции улучшения финансового состояния предприятия.
2. Прогнозирование возможных финансовых результатов, экономической рентабельности, исходя из реальных условий хозяйственной деятельности и наличия собственных и заемных ресурсов, разработка моделей финансового состояния при разнообразных вариантах использования ресурсов.
3. Разработка конкретных мероприятий, направленных на более эффективное использование финансовых ресурсов и укрепление финансового состояния предприятия.
Для оценки финансового состояния предприятия используется целая система показателей, характеризующих изменения:
-структуры капитала предприятия по его размещению и источникам образования ;
-эффективности и интенсивности его использования;
-платежеспособности и кредитоспособности предприятия ;
-запаса его финансовой устойчивости;
Анализ финансового состояния предприятия основывается главным образом на относительных показателях, так как абсолютные показатели баланса в условиях инфляции практически невозможно привести в сопоставимый вид. Относительные показатели анализируемого предприятия можно сравнивать:
- с общепринятыми «нормами» для оценки степени риска и прогнозирования возможностей банкротства;
- с аналогичными данными других предприятий, что позволяет выявить сильные и слабы стороны предприятия и его возможности;
- с аналогичными данными за предыдущие годы для изучения тенденций улучшения и ухудшения финансового состояния предприятия.
Анализом финансового состояния занимаются не только руководители и соответствующие службы предприятия, но и его учредители, инвесторы с целью изучения эффективности использования ресурсов, банки для оценки условий кредитования и определения степени риска, поставщики для своевременного получения платежей, налоговые инспекции для выполнения плана поступления средств в бюджет и т.д. В соответствии с этим анализ делится на внутренний и внешний.
Внутренний анализ - проводится службами предприятия и его результаты используются для планирования, контроля и прогнозирования финансового состояния. Его цель- установить планомерное поступление денежных средств и разместить собственные и заемные средства таким образом, чтобы обеспечить нормальное функционирование предприятия, получения максимума прибыли и исключение банкротства.
Внешний анализ -осуществляется инвесторами, поставщиками материальных и финансовых ресурсов, контролирующими органами на основе публикуемой отчетности. Его цель- установить возможность выгодного вложить средства, чтобы обеспечить максимум прибыли и исключить риск потери.
Основными источниками информации для анализа финансового состояния предприятия служат отчетный бухгалтерский баланс ( форма №1), отчет о прибылях и убытках ( форма №2), отчет о движении капитала ( форма №3) и другие формы отчетности, данные первичного и аналитического бухгалтерского учета, которые расшифровывают и детализируют отдельные статьи баланса.
Производственная функция (ПФ) выражает зависимость результата производства от затрат ресурсов. При описании экономики (точнее, ее производственной подсистемы) с помощью ПФ эта подсистема рас¬сматривается как «черный ящик», на вход которого поступают ресурсы R1, ..., Rn, а на выходе получается результат в виде годовых объемов производства различных видов продукции Х1, ..., Хm .
В качестве ресурсов (факторов производства) на макроуровне наи¬более часто рассматриваются накопленный труд в форме производственных фондов (капитал) К и настоящий (живой) труд L, а в качестве результата - валовой выпуск Х (либо валовой внутренний продукт Y, либо национальный доход N). Во всех случаях результат коротко будем называть выпуском и обозначать X, хотя это может быть и валовой вы¬пуск, и ВВП, и национальный доход.
Для изучения и разработки возможных путей развития предприятия в рыночных условиях экономики необходимо финансовое прогнозирование . Основные его задачи - установить объем финансовых ресурсов в предстоящем периоде , источники их формирования и пути наиболее эффективного использования . Разработка прогноза дает возможность ответить на жизненно важный вопрос : что ожидает предприятие в обозримом будущем - укрепление или утрата платежеспособности (банкротство) .
В мировой практике для прогнозирования устойчивости предприятия , выбора его финансовой стратегии , а также определения риска банкротства используются различные экономико- математические методы .
В развитых капиталистических странах широко используется пятифакторная модель Альтмана. В нашей стране для прогнозирования возможного банкротства предприятий предусматривается двухфакторная система. Основной целью проведения такого анализа является обоснование решения о признания структуры баланса предприятия неудовлетворительной, а самого предприятия- неплатежеспособным. Неудовлетворительная структура баланса характеризуется таким состоянием имущества и долговых прав предприятия-должника при котором в связи с недостаточной степень ликвидности его активов не может быть обеспечено своевременное выполнение обязательств перед банками, поставщиками и кредиторами.

Прикрепления: 7507276.gif (1.0 Kb) · 7493702.gif (1.0 Kb) · 3966866.gif (1.0 Kb) · 2308210.gif (1.0 Kb) · 2163361.gif (1.0 Kb)


Хочешь личный форум для себя? Стань админом. http://film.topf.ru/viewtopic.php?id=6885
 
dmsamoilov1992Дата: Пятница, 17.06.2016, 13:23 | Сообщение # 3
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 6
Репутация: 0
Статус: Offline
Выполним дипломные работы по экономическому анализу:
https://author24.ru/diplomnaja_rabota_po_ekonomicheskomu_analizu/
Кратчайшие сроки и никакого плагиата.
 
Форум » В помощь учащимся » Экономика » Теория экономического анализа (Контрольная работа)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:


Besucherzahler ukrainewoman.ca
счетчик посещений
Goon Каталог сайтов