Вопрос 1. Понятие экономического анализа и его виды. Концепция системного сбалансированного анализа. Изучение экономических процессов невозможно без анализа. Он представляет собой расчленение или декомпозицию указанных процессов на составные их части с целью изучения этих частей как единого целого. Такая декомпозиция позволяет понять сущность экономического процесса, определить роль каждого элемента в этом процессе и во взаимодействии с другими элементами. Противоположностью анализа является синтез, который выявляет связи и зависимости между отдельными элементами экономического процесса. Современная диалектика исходит из единства анализа и синтеза как научных методов изучения реальности. Таким образом, под экономическим анализом понимается способ познания экономических процессов, базирующийся на декомпозиции целого на составные элементы и их изучении во всем многообразии связей и зависимостей. Экономический анализ представляет собой систему значений, связанную с:
- выявлением факторов и количественным измерением их действия на результативный признак;
- исследованием экономических процессов в их взаимосвязи;
- научным обоснованием сбалансированных бизнес-планов;
- исследованием тенденций, темпов и пропорций экономического развития;
- определением неиспользованных внутрихозяйственных резервов;
- принятием оптимальных управленческих решений.
Под предметом экономического анализа понимаются хозяйственные процессы, происходящие на предприятии, фирме, компании, эффективность и конечные результаты их деятельности, складывающиеся под воздействием различных факторов и получающих отражение через систему экономической информации.
Предметом экономического анализа определяются и стоящие перед ним задачи. Среди этих задач необходимо отметить:
- повышение научной обоснованности бизнес-планов и экономических нормативов;
- всестороннее исследование выполнения этих планов;
- определение экономической эффективности использования трудовых, материально-технических и финансовых ресурсов;
- измерение внутренних резервов;
- проверка оптимальности управленческих решений.
Объективная и научная обоснованность принимаемых управленческих решений должны вноситься в стиль работы любого руководителя предприятия. Принятие оптимальных управленческих решений на базе соответствующего экономического анализа превращается в настоящее время в важнейшую проблему. Теория принятия указанных решений исходит из многовариантности и неопределенности влияния факторов на каждый вариант, установления параметров оптимальности, использования итерационного процесса. Многовариантность в условиях неопределенности делает необходимым анализ различных вариантов управленческих решений. При этом выбор наилучшего варианта или рационально сбалансированного варианта реализуется с помощью рыночных моделей и системного анализа, которые будут исследованы ниже.
Реальная рыночная экономика невозможна без использования маркетинговых исследований. Сущность основных принципов маркетинга сводится к следующему:
- производству продукции, работ и услуг в балансовой увязке с потребностями покупателей этих услуг;
- наиболее полному удовлетворению этих потребностей как по объему, так и структуре;
- активной адаптации к постоянно изменяющейся рыночной конъюнктуре.
Реализация маркетинговых исследований невозможна без анализа:
- влияния на экономику предприятия, фирмы, компании "внешней и внутренней среды";
- внешних и внутренних рынков инвестиций, предметов, средств и самого труда;
- возможностей (предложений) продавцов и спроса покупателей; конкурентной среды;
- рыночных цен и формирования собственной ценовой политики;
- конечных результатов (возможностей получения максимальной нормы прибыли на вложенный капитал).
Для понимания сущности и задач экономического анализа важное значение имеет типология видов этого анализа. Рассматриваемый анализ классифицируется по следующим признакам.
По отраслевому признаку анализ делится на отраслевой и межотраслевой.
По признаку времени анализ подразделяется на перспективный, ретроспективный, оперативный (ситуационный) и итоговый (заключительный).
По пространственному признаку выделяется внутрихозяйственный анализ, который изучает деятельность только одного предприятия и межхозяйственный, когда сравнивается деятельность двух или нескольких предприятий.
По объектам управления различают технико-экономический анализ, которым занимаются технические службы предприятия (главного механика, главного технолога и др.); финансово-экономический анализ, которым занимаются финансовые службы предприятия, финансовые и кредитные органы.
При этом особое внимание уделяется анализу финансовых результатов предприятия; аудиторский анализ - это экспертная диагностика финансового состояния предприятия. Он проводится аудиторскими фирмами с целью прогноза финансовой устойчивости субъектов хозяйствования; социально-экспертный анализ проводится экономическими службами, статистическими органами и изучает взаимосвязь социальных и экономических процессов, их взаимное влияние на экономические результаты хозяйственной деятельности; экономико-статистический анализ проводится статорганами и применяется для изучения массовых общественных явлений на разных уровнях управления экономикой; маркетинговый анализ осуществляется службами маркетинга предприятия и применяется для изучения "внешней среды" предприятия, т. е. рынков сырья и сбыта готовой продукции, ее конкурентоспособности, спроса и предложений, коммерческого риска, формирования ценовой политики.
По методике изучения объектов анализ может быть сравнительным, диагностическим, факторным, маржинальным, экономико-математическим, экономико-статистическим, функционально-стоимостным и др,
При сравнительном анализе ограничиваются сравнением отчетных показателей о хозяйственной деятельности предприятия с плановыми; факторный анализ направлен на определение величины влияния факторов на результативный показатель; диагностический (экспресс-анализ) - это способ установления нарушений нормального хода экономических процессов на основе признаков, характерных только для данного нарушения. Например, если темпы роста валовой продукции опережают темпы роста товарной продукции, то это свидетельствует о росте остатков незавершенки или полуфабрикатов; маржинальный анализ представляет собой метод оценки и обоснования эффективности управленческих решений в бизнесе на основе причинно-следственной взаимосвязи объема продаж, себестоимости и прибыли и делении затрат на постоянные и переменные; стохастический анализ используется для изучения статистических зависимостей между исследуемыми явлениями и процессами хозяйственной деятельности предприятий, фирм, компаний; функционально-стоимостной анализ используется для выявления резервов. Он базируется на функциях, которые выполняет объект и ориентируется на методы их реализации на всех стадиях цикла: наука - проектирование - производство - эксплуатация - утилизация. Основное назначение этого анализа заключается в том, чтобы выявить и предупредить излишние затраты за счет ликвидации ненужных узлов, деталей, упрощения конструкции изделий, замены материалов и т.д.
Вопрос 2. Экономико-математический анализ современной рыночной экономики как большой сложной иерархической системы.
Важнейшей чертой современной рыночной экономики является системность. Системность как понятие кибернетического порядка, требует исследования и анализа экономики в качестве единого целого, единой системы, включающей другие входящие и находящиеся в определенном взаимодействии составные элементы, объекты, являющиеся частью другой, более высокого уровня системы (метасистемы), в которой они взаимодействуют с остальными подсистемами. Целостность системы, отличаясь определенной завершенностью, предполагает и обособленный анализ элементов, ее составляющих.
Системность анализа органически связана с его комплексностью (эмерджентностью), и поэтому, последнюю можно рассматривать в качестве важной составляющей системного анализа. Методологическое единство системности и эмерджентности экономического анализа находит свое выражение в единстве целого и его частей, разработке единой универсальной системы рыночных моделей технико-экономических показателей. Системность и комплексность методологического подхода к анализу проявились в органическом единстве экономики и политики (политика как концентрированное выражение экономики). Системность, комплексность анализа выражаются также в единстве экономических и социальных явлений. Поэтому анализ следует трактовать как социально-экономический, исходя из необходимости изучения выполнения заданий по социальным и экономическим разделам наших планов. Расчленяя в процессе анализа целое на части, мы проверяем достоверность своих расчетов путем взаимодействия частей и получения целого. Системность и эмерджентность анализа выражаются в разработке и применении системы экономических показателей и соответствующих рыночных моделей.
Системность анализа и система экономических показателей выражают цели и средства активного познания реальной действительности. Системность и эмерджентность анализа выражаются в комплексном использовании всех видов экономической информации (бухучет и отчетность, статучет и статотчетность и др.); взятые в комплексе, они обеспечивают потребности аналитического исследования хозяйственно-финансовой и коммерческой деятельности всех предприятий (при любой форме собственности).
Другой важнейшей чертой реальной рыночной экономики является сложность и многообразие прямых, косвенных и обратных связей: внутриотраслевых и внутрирегиональных, межотраслевых, межрегиональных, федеральных, континентальных и трансконтинентальных.
Третьей особенность современной экономики является ее многомерность. Экономические и аналитические задачи, как правило, отличаются огромной размерностью, что не позволяет решать их прямым путем, а требует их декомпозиции на ряд взаимосвязанных блоков.
Отличительной чертой современной экономики является ее иерархичность как по горизонтали: предприятие -муниципалитет - регион - федерация, так и по вертикали: предприятие - отрасль - федерация.
Весьма важной чертой нашей экономики является ее рыночный характер, который характеризуется следующими особенностями:
- стохастичностью (вероятностным характером) основных параметров рыночной экономики;
- ориентацией на покупателей готовой продукции, работ и услуг;
- самофинансированием и самоокупаемостью предприятий, фирм и компаний;
- стремлением этих предприятий к получению максимальной прибыли от реализации их продукции, работ и услуг;
- конкуренцией продавцов и конкурсом покупателей этих услуг и др.
Не менее важной чертой современной рыночной экономики является сбалансированность всех ее параметров, и в частности между:
- производством и потреблением сырья и готовой продукции;
- отраслями народного хозяйства; фондами потребления и накопления; импортом и экспортом сырья и готовой продукции;
- регионами-донорами и дотируемыми регионами;
- темпами роста производительности труда и темпами роста средней зарплаты;
- фондовооруженностью, фондоотдачей и производительностью труда;
- инвестиционными, трудовыми, материально-техническими и финансово-кредитными ресурсами;
- инновациями и затратами всех перечисленных ресурсов и др.
Следующей чертой нашей экономики необходимо считать ее оптимальность или экстремальность, которая вытекает из таких особенностей рынка, как стремление предприятий, фирм и компаний к получению максимальной прибыли или удовлетворению рыночного спроса с минимальными транспортно-производственными затратами, т.е. реализации максимума стоимости при минимальной себестоимости, что соответствует получению максимальной реализованной и всех других видов прибыли (балансовой, чистой и др.).
Наша экономика характеризуется наличием элементов стохастичности. Это связано с вероятностным характером рыночного спроса на готовую продукцию, ресурсы и услуги предприятий, фирм и компаний, стохастичностью и неопределенностью внутренних и внешних рынков инвестиций; предметов, средств и самого труда; неопределенностью природно-климатических условий и др.
Современная рыночная экономика отличается своей многоэкстремальностью, наличием глобального и локальных функционалов (целевых функций) и необходимостью их согласования. Например, локальные критерии функционирования предприятий, фирм и компаний, заключающиеся в максимизации реализованной прибыли этих компаний должны соответствовать народнохозяйственному критерию, заключающемуся в максимальном удовлетворении рыночного спроса как по объему, так и структуре (видовой, отраслевой, региональной, временной).
Реальная рыночная экономика отличается также дискретностью своих параметров. Например, искомая мощность предприятия, фирмы, компании, как правило, должна либо совпасть, либо не совпасть с мощностями ряда перспективных типовых проектов указанных предприятий. При этом никаких промежуточных вариантов быть не должно.
Следующей отличительной чертой современной экономики любого уровня, начиная от предприятия и кончая федеральным уровнем управления, является ее многовариантность. Действительно, наряду с оптимальным (наилучшим с точки зрения рассматриваемого критерия) решением, мы получаем целую систему сбалансированных и рационально сбалансированных вариантов этих решений, т.е. таких решений, которые удовлетворяют всем ограничениям системы, но не удовлетворяют ее критерию эффективности. Задача аналитика заключается в том, чтобы проанализировав эти решения, выбрать из них наиболее рациональное, т.е. такое решение, которое с практической точки зрения было бы наиболее приемлемым м вместе с тем достаточно близким к оптимальному.
Наконец, важнейшим принципом рыночной экономики является ее альтернативность (возможные типы технологий, организации, финансирования того или иного технико-экономического процесса).
Вопрос 3. Понятие аналитической рыночной модели, их классификация и области применения.
Экономико-математическая модель - это способ количественного отражения реальных хозяйственных процессов с учетом их взаимодействия, т.е. с помощью такой модели отображается тот или иной реальный экономический процесс. Она может быть сконструирована только на основе глубокого теоретического исследования экономической сущности рассматриваемого процесса. Только в такой ситуации рыночная модель будет достаточно адекватно отражать реальные экономические процессы.
С формальных позиций, аналитическая рыночная модель представляет систему ограничений и целевую функцию (критерий оптимальности, эффективности, функционал), который либо максимизируется, либо минимизируется в зависимости от экономического смысла поставленной аналитической задачи.
Главное требование, которое предъявляется к аналитическим рыночным моделям - это высокая адекватность реальным экономическим процессам. Как правило, единственная модель не в состоянии достаточно полно отразить указанные процессы из-за их сложности. Поэтому на практике применяются системы аналитических рыночных моделей. С учетом изложенного, рассматриваемые модели классифицируются следующим образом:
- идеальные и реальные (первые необходимы для углубленного познания сущности экономических процессов, но как правило, практически не реализуемы; вторые широко применяются в практике экономического анализа, прогнозирования и управления);
- одно- и многоэкстремальные (т.е. имеют соответственно один и несколько оптимумов); вероятностные и детерминированные;
- одно- и многофакторные (не требуют пояснений);
- матричные и сетевые (первые базируются на использовании систем ограничений и функционала (как в нашем случае), которые при расчетах записываются в виде матриц коэффициентов этих ограничений и функционала, а вторые базируются на отражении экономических процессов с помощью так называемых событий и работ);
- статистические и эконометрические (первые строятся на базе обработки исходной статистической информации, вторые формируются на основе глубокого изучения сущности экономических явлений и процессов);
- одно- и многопродуктовые (не требуют пояснений);
- вариантные и безвариантные (первые предполагают заранее (до расчетов) заданные варианты, например, типовых проектов мощностей предприятий, вторые "отыскивают" эти мощности в результате расчетов);
- одно- и многоэтапные (первые описывают один этап: продавцы - покупатели, вторые - два или несколько этапов: продавцы сырья - покупатели сырья (продавцы готовой продукции) - покупатели этой продукции);
- линейные и нелинейные (первые имеют линейные ограничения и линейный функционал (как в нашей ситуации), вторые - нелинейные (параболы, гиперболы и другие, как элементарные, так и трансцендентные функции; нелинейная зависимость отражается функцией );
- непрерывные и дискретные (целочисленные) (в первых переменные xi могут иметь любые неотрицательные значения, во вторых, на указанные искомые переменные могут налагаться такие ограничения, как, например, искомая мощность i-ого предприятия - хi, должна выбираться из заранее заданного дискретного ряда типовых проектов мощностей, т.е. . Частным случаем дискретности является целочисленность, т.е. когда все искомые хi должны выражаться только в целых числах);
- статические и динамические (с точки зрения учета фактора времени). Необходимо отметить, что необходимость учета указанного фактора существенно усложняет аналитические рыночные модели (например, в ситуации, когда требуется учитывать лаги инвестиций) и значительно увеличивает размеры этих моделей и матриц, определяемые числом ограничений и переменных);
- балансовые и оптимальные (первые включают только балансовые или различные дисбалансовые ограничения. Примером балансовой модели может служить модель межотраслевого баланса или однофакторная корреляционная модель.
Вопрос 4. Понятие экономико-математического метода, их классификация и области применения в анализе.
Особо важное место в экономическом анализе занимает экономико-математический анализ. С его помощью определяется оптимальный (экстремальный) вариант решения экономической задачи, выявляются резервы повышения эффективности производства за счет более полного использования имеющихся ресурсов (трудовых, материально-технических и инвестиционных). Рассматриваемый анализ базируется на применении экономико-математических моделей, методов и ПЭВМ.
Аналитические рыночные модели определяют методы решения соответствующих экономических задач. Действительно, если ограничения указанных моделей и их функционалы линейны, то для решения рассматриваемых задач необходимо применять методы общего линейного программирования (как в нашей ситуации). Среди этих методов надо отметить:
- общий симплекс-метод;
- модифицированный симплекс-метод;
- двойственный симплекс-метод;
- метод сокращения невязок;
- метод линейных ветвлений;
- блочный симплекс-метод (метод декомпозиции) и др.
Для решения специальных задач линейного программирования (например т.н. транспортных задач, специфика которых заключается в том, что коэффициенты при неизвестных их ограничений равны единице), разработаны специальные, весьма эффективные методы:
- метод потенциалов;
- венгерский метод;
- метод дифференцированных рент и др.
Для решения дискретных задач разработаны специальные методы дискретного программирования, среди которых необходимо выделить методы целочисленного и дискретного динамического программирования. Особую практическую значимость в анализе и управлении экономическими процессами имеют методы дискретного динамического программирования, которые реализуют задачи с нелинейными критериями оптимальности (причем при любой аналитической форме) и дискретными (целочисленными) переменными, что чрезвычайно важно в экономике.
Весьма перспективны методы нелинейного, эвристического и стохастического программирования. Однако в анализе экономических процессов они пока не нашли должного применения.
Еще раз необходимо отметить методы блочного программирования, которые хорошо интерпретируются экономически, позволяют реализовать многоуровневый анализ экономических процессов, протекающих на федеральном, региональном, муниципальном и микроуровнях, приспособлены для решении аналитических экономических задач весьма больших, размеров.
Вместе с тем каждый из перечисленных, методов оптимального (математического) программирования имеет свои, присущие только ему, недостатки. Например, методы дискретного динамического программирования при отмеченных выше весьма важных достоинствах применимы лишь в одномерной ситуации, что естественно ограничивает их применение в практике экономического анализа.
Методы линейного программирования можно использовать только в линейной ситуации, которая в экономике встречается достаточно редко. Как правило, реальные экономические процессы носят одновременно нелинейно-линейный, дискретно-непрерывный статико-динамический и т.д. характер. Поэтому в реальной ситуации необходимо применять систему методов и алгоритмов, нивелирующую недостатки отдельных методов и аккумулирующую их позитивные свойства.
Вопрос 5. Информационное обеспечение аналитических рыночных моделей. Количество и качество входной и выходной информации. Контроль и адаптация «входа» и «выхода» аналитических моделей.
На "вход" аналитических рыночных моделей предприятий, фирм и компаний - I "подается" рыночный спрос на готовую продукцию этих предприятий и ресурсы ,v, у, z, необходимые для материализации этого спроса. Предприятия анализируют, перерабатывают перечисленную информацию и направляют результаты анализа о фактическом уровне этой материализации, данные о потребности в сырье и т.д. другим предприятиям, фирмам и компаниям, для которых эта потребность служит источником информации о рыночном спросе на выпускаемые ими ресурсы.
Кроме того, данные о фактическом уровне материализации спроса передаются в вышестоящие муниципальные органы - II (города, районы и т.д.). Там полученные данные анализируются и корректируются на основе информации о межгородских и межрайонных связях, получаемых на базе имитации, анализа и регулирования муниципальных рынков инвестиций, предметов, средств и самого труда. Результаты этого анализа и регулирования направляются в соответствующие регионы - III , которые на базе исследования своих рыночных моделей развития и размещения производства, моделей анализа региональных рынков, региональных межотраслевых балансов и др. корректируют полученные результаты с учетом региональных интересов и передают их на федеральный уровень - IY. Этот уровень проделывает аналогичные процедуры анализа с применением межотраслевых балансов разных типов и динамических макромоделей расширенного воспроизводства и на базе исследования межрегиональных, межотраслевых и международных связей, а также соответствующих рынков выдает информацию о темпах и пропорциях развития экономики, которую направляет в каждый из 89 регионов РФ - III. Там с учетом полученных глобальных темпов и пропорций анализируются и уточняются взаимосвязи в отраслевой структуре на основе соответствующих региональных рыночных моделей. Результаты, касающиеся темпов и пропорций развития регионов, передаются муниципальным органам городов и районов - П. Последние, проделав аналогичные операции системного сбалансированного анализа, направляют свои управленческие решения на "вход" моделей предприятий, фирм, компаний - I, "выход" которых увязывается и балансируется со "входом" смежных предприятий - х, у, z, использующих выходную информацию, например, о потребности первых в материально-технических и сырьевых ресурсах, для определения масштабов производства этих ресурсов или объемов добычи местного сырья и т.д.
Заметим, чтобы получить баланс на "выходе", необходимо, чтобы он соблюдался на "входе", и надо, чтобы этот "вход" был непротиворечив, из-за различной направленности ограничений> <..
Формальным аналогом системы многоуровневого анализа, прогнозирования, планирования и управления экономическими процессами может служить алгоритм декомпозиции, позволяющий разложить исходную глобальную многомерную задачу анализа экономики на ряд локальных блоков регионов, отраслей, городов и предприятий и осуществлять соответствующие вычислительные процедуры в каждом из блоков с учетом ограничений, накладываемых высшим уровнем управления.
Реализация таких процедур позволит получить системное сбалансированное решение указанной задачи с учетом согласования глобального критерия, заключающегося в максимальном удовлетворении рыночного спроса как по объему, так и структуре с локальными критериями регионов, отраслей и предприятий, заключающимися в получении максимальной реализованной прибыли.
Описанная выше система моделей многоуровневого сбалансированного анализа и управления формирует функциональную часть автоматизированной системы этого анализа. Функциональная часть определяет объем и структуру обеспечивающей части указанной системы, которая включает: информационное и нормативное, математическое и программное, техническое и технологическое, кадровое и организационно-правовое обеспечение.
Информационное и нормативное обеспечение представляет собой нормативно-справочную информацию, классификаторы, словари, паспорта объектов, инвестиционных проектов, предприятий, фирм, компаний, организаций; агрегирование и дезагрегирование этой информации, базы данных и СУБД (системы управления ими), "вход", "выход" и взаимодействие между ними, контроль "входа" и "выхода", учет альтернатив, ликвидация дисбаланса "входа" и "выхода" из-за возможного несоответствия исходных параметров предприятий отраслей-заказчиков и отраслей материально-технической базы выходным параметрам отраслей генподрядчиков, а также предприятий отраслей-субподрядчиков, у которых предприятия генподрядчиков выступают в роли предприятий отраслей-заказчиков и обратно.
Математическое и программное обеспечение включает эвристическое и дискретное динамическое программирование, общее и специальное линейное программирование, стохастическое и блочное программирование; статические и динамические межотраслевые, межрегиональные и региональные балансы; соответствующие методы и алгоритмы; методы и алгоритмы экстраполяции, оптимального экономического прогнозирования, производственных функций и многофакторного корреляционного анализа; СУБД для персональных компьютеров, языки машинного программирования и программы для ПЭВМ.
Техническое и технологическое обеспечение составляют персональные компьютеры, удаленные видеотерминалы, каналы периферийной связи, автоматизированные рабочие места, информационно-аналитические центры и комплекты перечисленной техники, которые технологически увязывают "вход" одних блоков с "выходом" других и обратно.
Вопрос 6. Концепция мощности предприятия, его производственной программы и товара.
В рыночных условиях основу плана производства на различных предприятиях составляют заключенные договоры с потребителями, имеющийся портфель заказов и существующая потребность в товарах, а также действующие законы спроса и предложения на продукцию, работы и услуги. Главная цель плановой работы на акционерных, коммерческих и иных предприятиях и фирмах с частной формой собственности, как и осуществляемой на ее основе предпринимательской или производственной деятельности, состоит в удовлетворении потребностей покупателей и получении максимальной прибыли. Предприятия заключают с потребителями и поставщиками договоры на производство и продажу продукции и услуг, приобретение и закупку необходимых ресурсов, в том числе и с государственными и муниципальными органами, службами и предприятиями.
Во взаимодействии годового и долгосрочного планирования наиболее сложными плановыми проблемами считаются трудности прогнозирования будущего состояния рынка и внутренней среды самого предприятия. Это объясняется тем, что долгосрочные допущения о возможном росте потребностей покупателей и соответствующие планы развития производственного потенциала предприятия часто оказываются недостаточно обоснованными на предстоящий период.
Разработка производственной программы осуществляется на большинстве промышленных предприятий в три этапа:
1) составление годового производственного плана для всего предприятия;
2) определение или уточнение на основе производственной программы приоритетных целей на плановый период;
3) распределение годового плана производства по отдельным структурным подразделениям предприятия или исполнителям.
Кроме того, при разработке годовой производственной программы необходимо обеспечить максимальный совокупный доход, высокую финансовую устойчивость и платежеспособность каждого предприятия. Это предполагает отбор и включение в план производства наиболее конкурентоспособных и высокодоходных товаров. В американских корпорациях для этого применяется матрица Бостонской консультационной группы (БКГ). Она позволяет классифицировать каждый вид продукции по его доле или удельному весу на рынке относительно основных конкурентов или в общем объеме производства данного стратегического хозяйственного подразделения. Используя матрицу БКГ, предприятие может определить, какой вид продукции или какое подразделение играет ведущую роль по сравнению с конкурентами, а также как должно развиваться ее производство в данное время и как будут расти или сокращаться в дальнейшем объемы выпуска и сбыта товаров. Матрица БКГ строится на том экономическом предположении, что чем больше доля продукции на рынке, тем ниже относительные издержки и выше общая прибыль.
Матрица БКГ может служить лишь одним из ориентиров для включения в годовую производственную программу тех или иных товаров из имеющегося на предприятии портфеля заказов. Для принятия окончательного решения следует непременно принимать во внимание такие общеизвестные экономические показатели, как совокупный доход, предельные издержки и многие другие расчетно-плановые данные.
В процессе разработки производственной программы цеха или предприятия возникает необходимость принятия оптимальных плановых решений. Под оптимальным решением обычно понимается достижение в заданных условиях максимальных результатов или минимальных издержек производства.
В рыночной экономике основным ограничением планируемых объемов производства товаров и услуг служит редкость ресурсов. Вследствие большой редкости экономических ресурсов и предела, который они ставят перед всякой производственной деятельностью, объем производства на каждом предприятии ограничивается многими факторами. Для всех выпускаемых продуктов и применяемых ресурсов существует кривая производственных возможностей.
Конкретным выражением производственных возможностей каждого предприятия служит его производственная мощность. Она характеризует максимально возможный годовой объем выпуска продукции, работ и услуг в запланированной номенклатуре при полном использовании всех имеющихся экономических ресурсов на основе применения прогрессивной технологии, передовых форм и методов организации труда и производства.
Производственная мощность определяет уровень производства продукции, товаров и услуг, степень сдерживания объема выпуска или верхний предел продаж продукции. В конечном итоге производственная мощность означает способность предприятия производить свою продукцию в течение заданного периода рабочего времени. Верхний ее предел обусловлен наличием производственных площадей, технологического оборудования, трудовых ресурсов, материала и капитала.
В условиях рынка руководство предприятий и фирм может устанавливать в процессе текущего планирования верхний предел производственной мощности, принимая во внимание существующие технические, экономические и социальные факторы. Верхняя граница производственной мощности предприятия определяется на рынке внутренними, а не внешними факторами.
Правильное планирование производственной мощности имеет важное значение не только в рациональном использовании ресурсов, но и в стабилизации производства и насыщения рынка необходимыми товарами. В рыночных условиях производственная мощность по своему существу определяет годовой объем предложения предприятия, учитывающий наличие и использование ресурсов, уровень и изменение действующих цен и другие факторы.
Производственная мощность и предложение характеризуют существующую на предприятии технологию и организацию производства, состав и квалификацию персонала, а также динамику их роста и перспективы развития. Являясь величиной динамичной, производственная мощность должна быть сбалансирована с производственной программой, или необходимо достижение равновесия между спросом и предложением на продукцию и услуги. Это требование следует непременно учесть при планировании производственной мощности предприятия или его подразделения. При превышении спроса над предложением необходимо планировать соответствующий прирост производственной мощности.