Суббота, 04.05.2024, 18:45
Интересный сайт Antona
Приветствую Вас Гость | RSS
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » В помощь учащимся » Право » Дисциплинарная ответственность. (Реферат)
Дисциплинарная ответственность.
AntonДата: Вторник, 13.07.2010, 23:18 | Сообщение # 1
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 342
Репутация: 0
Статус: Offline
Дисциплинарная ответственность.

Введение
Ответственность играет важную роль в регулировании поведения участников общественных отношений. Она применяется в связи с нарушениями установленных правил поведения и заключается в наступлении для нарушителей этих правил неблагоприятных последствий, в претерпевании ими ограничений личного, морального или материального характера1.
Юридическая ответственность - это обязанность лица, совершившего правонарушение, претерпевать неблагоприятные последствия (лишения).
Административное право выполняет различные функции в установлении и реализации дисциплинарной ответственности. Оно определяет круг субъектов и полномочия органов управления (должностных лиц) в осуществлении дисциплинарной власти. Применительно к установлению дисциплинарной ответственности ряда категорий государственных служащих, военнослужащих и приравненных к ним в дисциплинарном отношении лиц функции административного права более обширны. Его нормами определяются основания дисциплинарной ответственности, ее меры и порядок их применения.
Рассмотрим разновидности ответственности – дисциплинарную и материальную.

1. Понятие, основные черты, основы дисциплинарной ответственности.

Дисциплинарная ответственность выступает как правовая форма воздействия на работников за совершение дисциплинарных проступков и заключается в наложении дисциплинарных взысканий администрацией того предприятия (учреждения), где трудится работник, или вышестоящим в порядке подчиненности органом. Воины Вооруженных Сил несут дисциплинарную ответственность за проступки, предусмотренные Общевоинским уставом Вооруженных Сил РФ. В целом же дисциплинарный вид юридической ответственности в отличие от уголовной и административной в меньшей степени обеспечен процессуальными нормами.
Ответственность имеет три основания. Первым основанием является норма права, которая предусматривает ответственность за определенный вид деяний. Вторым - правонарушение как юридический факт (фактическое основание). Третьим - правоприменительный акт, с помощью которого мера ответственности индивидуализируется (например, приговор суда). В некоторых случаях ответственность наступает и реализуется без правоприменительного акта, например в случае добровольного возмещения вреда1.
Дисциплинарная ответственность может быть как общей, так и специальной. Общая дисциплинарная ответственность устанавливается в Трудовом кодексе РФ, правилах внутреннего трудового распорядка, а специальная — в дисциплинарных уставах и предусмотрена для отдельных категорий работников, занимающих выборные должности, должностных лиц, пользующихся правом приема и увольнения сотрудников, отдельных руководящих работников. За дисциплинарное правонарушение в законодательстве предусматриваются такие меры наказания: предупреждение; выговор; строгий выговор; лишение премии или иных материальных поощрений; понижение в должности или перевод на нижеоплачиваемую работу на определенный или неопределенный срок; отстранение от должности, увольнение как крайняя и исключительная мера.
В отношении большинства работников дисциплинарная ответственность регламентируется комплексом норм трудового и административного права.
В общем дисциплинарная ответственность характеризуется тем, что: а) ее основанием является дисциплинарный проступок; б) за такой проступок предусмотрены дисциплинарные взыскания; в) взыскания применяются в порядке подчиненности уполномоченными органами (должностными лицами); г) пределы дисциплинарной власти этих органов (должностных лиц) определяются правом.
Дисциплинарный проступок образует противоправное, виновное нарушение дисциплины, не влекущее уголовной ответственности. По нормам трудового права под нарушением дисциплины понимается неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей. Субъектами таких проступков является основная масса работников. Но не все. Обязанности определенных категорий государственных служащих, реализующих свои властные полномочия вне рамок трудовых отношений, военнослужащих определяются законами, указами Президента РФ, утвержденными полномочными органами уставами, положениями.
Содержание таких обязанностей закрепляется в большинстве случаев нормами административного права, а их неисполнение или ненадлежащее исполнение является нарушением дисциплины, образующим дисциплинарный проступок, но часто дисциплинарный проступок трактуется шире.
Для наглядности рассмотрим соотношение дисциплинарного проступка и трудового правонарушения. Дисциплинарным проступком принято считать нарушение не только трудовой, но и воинской, учебной дисциплины лицами, на которых трудовое право не распространяется (учащиеся, военнослужащие и другие лица). К ним применяются санкции административного права, т.е. дисциплинарными проступками является ряд нарушений, находящихся за пределами сферы действия норм трудового права.
Трудовое правонарушение - более широкое понятие по сравнению с дисциплинарным проступком по нормам трудового права. Оно, как уже указывалось, включает в себя помимо дисциплинарных проступков еще и проступки, которые могут повлечь привлечение к материальной ответственность причинителя вреда, т.е. ответственности по трудовому праву.
Хотя дисциплинарные проступки характерны для правонарушений в области трудового права, но это вовсе не значит, что во всех случаях неисполнения субъектами трудового правоотношения обязанностей по нему может иметь место дисциплинарный проступок.
Во-вторых, трудовое правонарушение нельзя отождествлять с дисциплинарным проступком, хотя ряд авторов все правонарушения в сфере трудовых отношений, связанные с невыполнением трудовых обязанностей, считают дисциплинарными проступками1, потому что дисциплина труда продолжает являться объектом не только дисциплинарных, но и ряда других правонарушений.
В соответствии со ст.192 ТК РФ за совершение дисциплинарного проступка работодатель имеет право применить такие виды дисциплинарных взысканий как замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям.
Для отдельных категорий работников федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине могут быть предусмотрены и другие дисциплинарные взыскания. Законодатель не допускает применение дисциплинарных взысканий, не предусмотренных федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине.
Статьей 193 ТК РФ определен порядок применения дисциплинарных взысканий.
Прежде чем применить дисциплинарное взыскание, работодатель должен затребовать от работника объяснение в письменной форме. В случае отказа работника дать указанное объяснение составляется соответствующий акт. Отказ работника дать объяснение не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания. Законом установлены определенные сроки применения дисциплинарного взыскания. Оно может быть применено не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников.
Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки - позднее двух лет со дня его совершения. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.
За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.
Согласно положениям ст.194 ТК РФ дисциплинарное взыскание может быть снято работодателем до истечения года со дня применения дисциплинарного взыскания с работника по собственной инициативе, просьбе самого работника, ходатайству его непосредственного руководителя или представительного органа работников. Если в течение года со дня применения дисциплинарного взыскания работник не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию, то он считается не имеющим дисциплинарного взыскания.
Общая дисциплинарная ответственность распространяется на всех работников, за исключением тех, в отношении которых установлена специальная дисциплинарная ответственность. Это связано с тем, что четкое соблюдение трудовой дисциплины указанными работниками имеет особое значение.
Специальная дисциплинарная ответственность отличается от общей по кругу лиц, подпадающих под действие соответствующих норм, по мерам дисциплинарного взыскания, кругу лиц и органов, наделенных дисциплинарной властью, по установленному порядку обжалования взысканий1.

2. Особенности дисциплинарной ответственности служащих и военнослужащих.

Дисциплинарная ответственность некоторых категорий лиц полностью опосредуется административным правом. Законодательством, в частности, установлена специальная дисциплинарная ответственность в отношении государственных служащих, судей, работников морского транспорта и ряда других категорий работников.
Это объясняется необходимостью наряду с общими началами учитывать особые требования дисциплины в отношении определенных категорий лиц и установления специфики их дисциплинарной ответственности.
Рассмотрим теперь в качестве примера особенности дисциплинарной ответственности государственных служащих и военнослужащих.
Так, по Закону об основах государственной службы РФ2 государственные служащие подлежат ответственности за должностной проступок, под которым понимается неисполнение или ненадлежащее исполнение государственным служащим возложенных на него обязанностей. Вместе с тем, предусматривается возможность увольнения государственного служащего за несоблюдение установленных ограничений, связанных с государственной службой.
Нередко основанием дисциплинарной ответственности признается нарушение служебной дисциплины, объем и содержание которой определяется различным способом.
Государственный служащий, допустивший должностной проступок, может быть временно (но не более чем на месяц), до решения вопроса о его дисциплинарной ответственности, отстранен от исполнения должностных обязанностей с сохранением денежного содержания. Отстранение государственного служащего от исполнения должностных обязанностей в этом случае производится распоряжением руководителя.
Государственный служащий несет ответственность за должностной проступок, т.е. за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей, в том числе однократное грубое нарушение дисциплины в системе государственной службы. К последнему относится нарушение федеральных законов, указов Президента РФ, а также неисполнение или ненадлежащее исполнение федеральных законов, указов Президента РФ и вступивших в законную силу решений судов.
Нарушения должностными лицами федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации федеральных законов и указов Президента Российской Федерации, неисполнение или ненадлежащее исполнение ими федеральных законов, указов Президента Российской Федерации и вступивших в законную силу решений судов, повлекшие последствия в виде нарушения нормального режима функционирования судов и системы государственного управления, иные тяжкие последствия, а также совершенные преднамеренно являются основанием для привлечения виновных лиц к административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.1
Должностным проступком признается не всякое неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, а только то, которое допущено в результате противоправных и виновных действий или бездействия государственного служащего. Противоправность действий или бездействия означает, что они не соответствуют законам, иным нормативным правовым актам, в том числе должностным инструкциям.
И, напротив, любые действия государственного служащего, соответствующие законам или иным нормативным правовым актам, являются правомерными и не могут квалифицироваться как должностной проступок. Например, неисполнение государственным служащим незаконных приказов, распоряжений или указаний вышестоящего руководителя не может быть признано дисциплинарным проступком1. Виновность действий подразумевает умысел или неосторожность. Не может рассматриваться как должностной проступок неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по причинам, не зависящим от государственного служащего (например, из-за отсутствия надлежащих условий для их выполнения, нетрудоспособности государственного служащего).
Взысканиями, которые могут быть применены к федеральным государственным служащим, являются замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, увольнение с государственной службы. Применение к государственным служащим каких-либо иных мер взыскания недопустимо. От мер дисциплинарного взыскания следует отличать временное отстранение государственного служащего от исполнения должностных обязанностей. Такое отстранение допускается в случаях, когда для решения вопроса о дисциплинарной ответственности необходимо выяснение либо проверка тех или иных обстоятельств, связанных с должностным проступком (в частности, подтверждающих вину государственного служащего, степень этой вины), а исполнение должностных обязанностей в этот период нецелесообразно.
Отстранение производится органом или руководителем, имеющим право назначать государственного служащего на должность, на срок не более одного месяца. На все это время за государственным служащим сохраняется денежное содержание. При этом не имеет значения, какое взыскание будет наложено, даже если это - увольнение.
Не является дисциплинарным взысканием предусмотренное Указом Президента РФ от 6 июня 1996 г. N 810 направление на внеочередную переаттестацию должностных лиц и работников федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, нарушивших федеральные законы и указы Президента РФ, не исполнивших или ненадлежаще исполнивших федеральные законы, указы Президента РФ и вступившие в законную силу решения судов. Направление на внеочередную переаттестацию осуществляется в этих случаях в целях определения уровня профессиональной подготовки, решения вопроса о соответствии занимаемой государственной должности и применения соответствующих дисциплинарных мер.
Дисциплинарное взыскание на государственного служащего возлагается органом или руководителем, имеющим право назначать его на должность (п.1 ст.14 Закона). До взыскания от государственного служащего должно быть затребовано письменное объяснение. Отказ дать объяснение по существу совершенного проступка не может служить препятствием к применению дисциплинарного взыскания, если факт такого отказа подтвержден соответствующим документом (например, актом с указанием лиц, в присутствии которых был высказан отказ).
Все военнослужащие независимо от воинского звания и должности равны перед законом и несут ответственность, установленную для граждан Российской Федерации, с учетом особенностей своего правового положения (статуса военнослужащих). За совершенные правонарушения военнослужащие привлекаются, как правило, к одному виду ответственности.
За проступки, связанные с нарушением воинской дисциплины или общественного порядка, военнослужащие несут дисциплинарную ответственность по основаниям и в порядке, которые определены общевоинскими уставами. Личная дисциплинарная ответственность военнослужащих за нарушение общественного порядка предусмотрена также ст.48 Дисциплинарного Устава ВС РФ.
Командиры не несут дисциплинарной ответственности за правонарушения, совершенные их подчиненными, за исключением тех случаев, когда командиры скрыли преступления, а также в пределах своей компетенции не принимали необходимых мер по предупреждению и предотвращению указанных правонарушений, привлечению к ответственности виновных лиц1.
B понятие дисциплинарного проступка военнослужащего включается, в частности, нарушение норм морали и военной чести.
Воинский дисциплинарный проступок - это противоправное и виновное нарушение (невыполнение или ненадлежащее выполнение) военнослужащим установленных законами, воинскими уставами и другими нормативными правовыми актами возложенных на него обязанностей по службе, если содеянное не образует преступления либо административного правонарушения.
Воинская дисциплина есть строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами, воинскими уставами и приказами командиров (начальников). При нарушении военнослужащим воинской дисциплины или общественного порядка командир (начальник) может ограничиться напоминанием о его обязанностях и воинском долге, а в случае необходимости - подвергнуть дисциплинарному взысканию. При этом он должен учитывать, что налагаемое взыскание как мера укрепления дисциплины и воспитания военнослужащих должно соответствовать тяжести совершенного проступка и степени вины, установленным командиром (начальником) в результате проведенного разбирательства. В ходе разбирательства командир (начальник) устанавливает:
- действительно ли имел место проступок;
- где, когда, при каких обстоятельствах и с какой целью он был совершен;
- в чем он выразился;
- наличие вины в действии (бездействии) конкретных лиц и степень вины каждого в случае совершения проступка несколькими лицами; каковы последствия проступка;
- обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность виновного лица;
- причины и условия, способствовавшие совершению проступка (ст.86 Дисциплинарного Устава ВС РФ).
Если в ходе разбирательства выяснится, что проступок военнослужащего содержит признаки состава преступления, командир воинской части уведомляет военного прокурора, возбуждает уголовное дело и назначает дознание.
При определении вины и меры дисциплинарного взыскания принимаются во внимание: характер проступка, обстоятельства, при которых он был совершен, его последствия, прежнее поведение виновного, а также продолжительность его военной службы и степень знания порядка несения службы. Строгость дисциплинарного взыскания увеличивается, если проступок совершен во время несения боевого дежурства (боевой службы) и при исполнении других служебных обязанностей, в состоянии опьянения или если он имел последствием существенное нарушение порядка.
Предусмотрены специфические и относительно многочисленные дисциплинарные взыскания, которые могут применяться к военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел и другим категориям лиц, за совершенные ими дисциплинарные проступки. Военнослужащие, подвергнутые дисциплинарному взысканию в связи с совершением правонарушения, не освобождаются от уголовной ответственности за это правонарушение. В случае совершения правонарушения, связанного с причинением материального ущерба, военнослужащие возмещают ущерб независимо от привлечения к иным видам ответственности или применения мер общественного воздействия.
Меры общественного воздействия могут быть применены к военнослужащим за проступки, связанные с нарушением ими воинской дисциплины и общественного порядка.
Дисциплинарные взыскания налагаются уполномоченными органами (должностными лицами) на подчиненных им в той или иной форме нарушителей. Объем их дисциплинарной власти регламентируется административным правом.
Дисциплинарная ответственность реализуется посредством применения к военнослужащим дисциплинарных взысканий. Дисциплинарные взыскания, которые могут налагаться на военнослужащих, изложены в гл.3 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации. Высказанное командиром (начальником) подчиненному предупреждение, замечание или строгое указание на упущения по службе не является дисциплинарным взысканием.
Наложение дисциплинарного взыскания на военнослужащего, совершившего проступок, производится, как правило, через сутки, но не позднее 10 суток с того дня, когда командиру (начальнику) стало известно о совершенном проступке. 10-дневный срок предназначен для проведения разбирательства, предусмотренного Уставом, и принятия обоснованного решения о необходимости наложения дисциплинарного взыскания. Поэтому данный срок следует исчислять с того дня, когда о совершенном (т.е. оконченном) проступке впервые стало известно командиру (начальнику), имеющему право налагать дисциплинарные взыскания на военнослужащего, совершившего проступок, независимо от того, им или другим командиром (начальником), который также имеет такое право, произведено наложение дисциплинарного взыскания.
При наложении дисциплинарного взыскания командир (начальник) не должен унижать личное достоинство подчиненного и допускать грубость.
Военнослужащий, считающий себя невиновным, имеет право в течение 10 суток с момента наложения дисциплинарного взыскания подать жалобу (ч. 3 ст.88 ДУ ВС РФ). Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано только по мотивам невиновности военнослужащего, на которого оно наложено. Отсюда следует, что военнослужащий может обжаловать дисциплинарное взыскание по указанным мотивам в следующих случаях: 1) если отсутствует само событие дисциплинарного проступка, т.е. если его никто не совершил вовсе; 2) если проступок совершен иным лицом; 3) если отсутствует вина военнослужащего в совершенном проступке.
Жалоба на привлечение к дисциплинарной ответственности по мотивам невиновности может быть заявлена военнослужащим лицу, наложившему дисциплинарное взыскание, или в соответствии со ст.110 ДУ ВС РФ непосредственному начальнику того лица, которое наложило дисциплинарное взыскание. Кроме того, военнослужащие вправе обжаловать незаконное привлечение к дисциплинарной ответственности в суд.
Наложение дисциплинарного взыскания на военнослужащего, входящего в состав суточного наряда (несущего боевое дежурство), за проступки, совершенные им во время несения службы, производится после смены с наряда (боевого дежурства) или после замены его другим военнослужащим, но не ранее чем через сутки (ст.89 ДУ ВС РФ).

Запрещается за один и тот же проступок налагать несколько дисциплинарных взысканий или соединять одно взыскание с другим, налагать взыскание на весь личный состав подразделения вместо наказания непосредственных виновников, а также подвергать дисциплинарному взысканию - аресту без определения его срока. Запрет соединения одного взыскания с другим также означает недопустимость соединения двух и более дисциплинарных взысканий за проступки, наложенные как одним командиром (начальником), так и несколькими, как одновременно, так и в разное время, как одного вида дисциплинарного взыскания, так и различных.
В настоящее время действует Положение об офицерском собрании в Вооруженных Силах Российской Федерации (введено в действие приказом министра обороны РФ от 12 сентября 1992 г. N 147), согласно которому офицерское собрание является самодеятельной постоянно действующей общественной организацией офицерского состава в Вооруженных Силах Российской Федерации, создаваемой в бригадах, полках, на кораблях и в отдельных батальонах.
За совершенные проступки офицерским собранием к офицерам могут быть применены меры общественного воздействия: товарищеское предупреждение; вынесение решения о принесении публичного извинения офицером, совершившим тот или иной проступок, перед офицерским собранием или лицом, которому нанесено оскорбление; предупреждение о неуважении Военной присяги.
В Вооруженных Силах Российской Федерации действуют товарищеские суды чести офицеров и товарищеские суды чести прапорщиков и мичманов, которые являются выборными органами общественности и призваны охранять честь и достоинство звания офицера или прапорщика (мичмана), а также оказывать активную помощь командирам в воспитании офицерского состава, прапорщиков (мичманов), содействовать сплочению воинских коллективов. Решение о рассмотрении в товарищеском суде проступка, совершенного офицером, принимает командир (начальник) воинской части, соединения, учреждения, заведения в котором создан суд. Таким же правом наделены их старшие начальники.
Известны также случаи, когда проступок признается дисциплинарным, хотя лицо, его совершившее, не связано с тем или иным коллективом, трудовыми, служебными отношениями. К ним относятся учащиеся учебных заведений, лица, проживающие в общежитиях. Администрация соответствующих учреждений вправе нала¬гать дисциплинарные взыскания на лиц, виновных в нарушении установленных для них правил и обязанностей.

3. Административно-правовое регулирование вопросов материальной ответственности.

Прежде всего, не только с помощью норм трудового права (хотя им принадлежит приоритет в данной области), но и административного права определяются полномочия работодателя, связанные с возмещением материального ущерба в административном порядке. По распоряжению работодателя производится взыскание с виновного работника суммы причиненного ущерба, не превышающей среднего месячного заработка. Распоряжение может быть сделано не позднее одного месяца со дня окончательного установления работодателем размера причиненного работником ущерба.
По истечении месячного срока или при несогласии работника добровольно возместить причиненный работодателю ущерб, если его сумма превышает средний месячный заработок работника, взыскание осуществляется в судебном порядке.
Материальная ответственность военнослужащих, в частности по административному праву, установлена Федеральным законом от 12 июля 1999 г. "О материальной ответственности военнослужащих", согласно которому военнослужащие несут материальную ответственность только за реальный ущерб, причиненный по их вине имуществу, закрепленному за воинскими частями, и лишь при исполнении обязанностей военной службы.
Причинение ущерба имуществу воинской части не при исполнении обязанностей военной службы влечет их ответственность в соответствии с гражданским законодательством РФ. Не допускается привлечение военнослужащих к материальной ответственности за ущерб, причиненный вследствие исполнения приказа командира (начальника), а также в результате правомерных действий, оправданного служебного риска, действия непреодолимой силы.
Размер материального ущерба, взыскиваемого в административном порядке, не может превышать одного оклада месячного денежного содержания и одной месячной надбавки за выслугу лет.
Ответственность выражается в ежемесячном денежном удержании для возмещения ущерба в размере 20% месячного денежного довольствия на основании приказа командира (начальника). Взыскание не может быть обращено на иное имущество военнослужащих, в том числе на уже полученные денежные средства.
Приказ командира (начальника) может быть издан при соблюдении следующих условий.
При обнаружении ущерба для установления его причин, размеров и виновных лиц командир (начальник) воинской части обязан назначить административное расследование, которое должно быть закончено в месячный срок со дня обнаружения ущерба. Такое расследование может не проводиться только в том случае, если причины ущерба, его размер и виновные лица установлены судом либо в результате ревизии, проверки, дознания или следствия.
Приказ командира (начальника) воинской части должен быть издан в двухнедельный срок со дня окончания административного расследования либо решения суда или материалов ревизии, проверки, дознания или следствия, объявлен военнослужащему под роспись и обращен к исполнению по истечении семи дней после объявления его военнослужащему.
Имущественная ответственность сотрудников органов внутренних дел и некоторых иных категорий служащих может предусматриваться контрактами о службе.
Принципиальные отличия от ранее действовавшего порядка привлечения военнослужащих к материальной ответственности заключаются в следующем. Во-первых, устранена повышенная материальная ответственность, она может быть применена только в пределах реального ущерба; во-вторых, в случаях, указанных в Законе, предусмотрен судебный порядок привлечения военнослужащих к материальной ответственности. Таким образом, положен конец спорам о неконституционности ранее действовавшего исключительно административного порядка1.
Вопрос о материальной ответственности военнослужащих в связи с досрочным увольнением с военной службы по любым основаниям, вызывавший оживленную полемику, также решен Законом, которым ответственность данных лиц не предусмотрена.
Субъектами материальной ответственности являются военнослужащие, указанные в ст. 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих", и граждане, призванные на военные сборы (далее обе категории будут именоваться военнослужащими). При этом она может наступить при условии, что названные лица находились при исполнении обязанностей военной службы, перечисленных в п. 1 ст. 37 Федерального закона от 28 марта 1998 г. "О воинской обязанности и военной службе".
Материальная ответственность может быть возложена на военнослужащего лишь при одновременном наличии: реального ущерба, противоправности его поведения, причинной связи между действием (бездействием) и ущербом, вины в причинении ущерба.
В соответствии со ст. 2 Закона под реальным ущербом понимается утрата или повреждение имущества воинской части, расходы, которые она произвела либо должна произвести для восстановления (приобретения) утраченного или поврежденного имущества, а также излишние денежные выплаты, произведенные воинской частью. К последним относятся, в частности, суммы взысканных штрафов, денежного довольствия и заработной платы, выплаченных уволенным военнослужащим и гражданскому персоналу в связи с неправомерным увольнением с военной службы или задержкой по вине военной администрации (командования) выдачи трудовой книжки, суммы, сверх установленного размера, выплаченные в результате счетной ошибки (ст. 1109 ГК), и т.д.
Реальный ущерб причиняется имуществу воинской части, т.е. имуществу, находящемуся в федеральной собственности и закрепленному за воинской частью на праве оперативного управления или полного хозяйственного ведения. Имущество перечисленным организациям, фактически по своей организационно-правовой форме являющимся учреждениями, т.е. некоммерческими организациями, передается на праве оперативного управления. В то же время понятие воинской части, к сожалению, не охватывает государственные унитарные предприятия со 100% участием государства (коммерческие организации), где военнослужащие проходят военную службу в качестве прикомандированных и которые распоряжаются имуществом на праве полного хозяйственного ведения.
Хотя противоправность прямо не названа в Законе в качестве условия материальной ответственности, но она подразумевается. Наличие прямой причинной связи между противоправным действием (или бездействием) военнослужащего и наступившим ущербом является обязательным условием наступления материальной ответственности и выражается в том, что первое предшествует второму во времени и порождает его. Для выявления такой связи проводится административное расследование (если ранее она не была установлена результатами ревизии, проверки, дознания или следствия).
В п. 1 ст. 3 Закона указывается, что материальная ответственность военнослужащего наступает за ущерб, причиненный по его вине. Он признается виновным, если противоправное деяние совершено им умышленно или неосторожно. Установление умысла или неосторожности имеет значение при определении размера возмещаемого ущерба. Обязанность доказать факт причинения воинской части реального ущерба, а также наличие других перечисленных условий возлагается на командиров и начальников, т.е. действует принцип презумпции невиновности.
Закон предусматривает два вида материальной ответственности - ограниченную и полную. Первая наступает за ущерб, причиненный по неосторожности (т.е. в связи с уплатой воинской частью штрафов за простои контейнеров, вагонов, судов и автомобилей, нарушением командирами (начальниками) установленного порядка учета, хранения, использования, расходования, перевозки имущества и в некоторых других случаях, указанных в ст. 4 Закона). Ущерб подлежит возмещению в размере, не превышающем пределы, установленные ст. 4 Закона: не более одного (двух, трех) оклада(ов) месячного денежного содержания и одной (двух, трех) месячной(ых) надбавки(ок) за выслугу лет для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, или граждан, призванных на военные сборы; для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с Указом Президента РФ - не более двух окладов месячного денежного содержания.
К полной материальной ответственности военнослужащие привлекаются в случаях, когда ущерб причинен:
- военнослужащим, которому имущество было передано под отчет для хранения, перевозки, выдачи, пользования и других целей;
- действиями (бездействием) военнослужащего, содержащими признаки состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством;
- в результате хищения, умышленного уничтожения, повреждения, порчи, незаконных расходования или использования имущества либо иных умышленных действий (бездействия) независимо от того, содержат ли они признаки состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством;
- умышленными действиями военнослужащего, повлекшими затраты на лечение в военно-медицинских учреждениях и учреждениях здравоохранения военнослужащих, пострадавших в результате этих действий;
- военнослужащим, добровольно приведшим себя в состояние наркотического, токсического или алкогольного опьянения.
Условия и порядок уменьшения размера ущерба, подлежащего возмещению, изложены в ст. 11 Закона (учет конкретных обстоятельств, степени вины и материального положения военнослужащего).
Досудебный порядок рассмотрения таких дел не является предварительным условием обращения в суд. Заинтересованные лица при несогласии с решением работодателя вправе обратиться с заявлением непосредственно в суд.

Заключение

Юридическая ответственность - это обязанность лица, совершившего правонарушение, претерпевать неблагоприятные последствия (лишения).
Дисциплинарная ответственность выступает как правовая форма воздействия на работников за совершение дисциплинарных проступков и заключается в наложении дисциплинарных взысканий администрацией того предприятия (учреждения), где трудится работник, или вышестоящим в порядке подчиненности органом. Воины Вооруженных Сил несут дисциплинарную ответственность за проступки, предусмотренные Общевоинским уставом Вооруженных Сил РФ.
По Закону об основах государственной службы РФ государственные служащие подлежат ответственности за должностной проступок, под которым понимается неисполнение или ненадлежащее исполнение государственным служащим возложенных на него обязанностей. Вместе с тем предусматривается возможность увольнения государственного служащего за несоблюдение установленных ограничений, связанных с государственной службой.
Материальная ответственность предполагает возмещение виновной стороной потерпевшей стороне причиненного ущерба. Вопросы возмещения такого ущерба решаются комплексно – нормами административного и иных отраслей права ( например, трудового ). Тем не менее, законодательством предусматриваются случаи, когда материальная ответственность устанавливается именно в контексте административного права при регулировании иных общественных отношений.


Хочешь личный форум для себя? Стань админом. http://film.topf.ru/viewtopic.php?id=6885
 
AntonДата: Вторник, 13.07.2010, 23:19 | Сообщение # 2
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 342
Репутация: 0
Статус: Offline
Список использованных нормативных актов и литературы:
1. Конституция РФ. –М., 1993.
2. КоАП РФ. –М., 2003.
3. Федеральный закон от 12 июля 1999 г. "О материальной ответственности военнослужащих".
4. Федеральный закон от 28 марта 1998 г. "О воинской обязанности и военной службе".
5. Федеральный закон от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (с изменениями от 24 декабря 2002 г.).
6. Федеральный закон от 31 июля 1995 г. N 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации".
7. Указ Президента РФ от 6 июня 1996 г. N 810 "О мерах по укреплению дисциплины в системе государственной службы" (с изменениями от 27 июня 2000 г.)// Правовая система «Гарант».
8. Дисциплинарный Устав ВС РФ. // Правовая система «Гарант».
9. Административное право. Учебник. – М., 2002.
10. Барабаш А.Т. К вопросу о понятии дисциплинарного проступка рабочих и служащих Правоведение. 1965. N 3. С.65; Хвостов А.М. Вина в советском трудовом праве. - Минск, 1970.
11. Всеволодов С., Багаутдинов Ф. Смешение терминов затрудняет правоприменение // Российская юстиция , N 11, 2002.
12. Гусов К.Н., Толкунова В.Н. Трудовое право России: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. - М., 2001.
13. Дзарасов М.Э. К вопросу о трудовом правонарушении и дисциплинарной ответственности за его совершение. // Гражданин и право, N 5, 2002.
14. Калинин И. Допустимо ли субсидиарное применение норм административного права к трудовым отношениям? // Российская юстиция, 1998, N 4.
15. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях (под ред. Ю.М.Козлова) –М., 2003.
16. Кудашкин А. Материальная ответственность военнослужащих. // Российская юстиция, N 6, июнь 2000.
17. Курочкина В. Материальная ответственность сотрудников органов внутренних дел. // Российская юстиция, N 3, 2000.
18. Нарежный В. Возмещение материального ущерба работниками организации //Финансовая газета, N 41, 42, 2001.
19. Самощенко И.С., Фарукшин М.К. Ответственность по советскому законодательству. -М., 1971.
20. Смирнова Л.Б. Материальная ответственность работников. // Главбух. Отраслевое приложение "Учет в строительстве", N 2, II квартал 2002.
21. Хаманева Н.Ю. Новый Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Новое в законодательстве // Гражданин и право, N 9/10, 2002.
22. Черданцев А.Ф. Теория государства и права: Учебник для вузов. -М., 2001.
23. Шарова С.В. Административная ответственность в сфере торговли. // Российский налоговый курьер, N 20, 2002.


Хочешь личный форум для себя? Стань админом. http://film.topf.ru/viewtopic.php?id=6885
 
Форум » В помощь учащимся » Право » Дисциплинарная ответственность. (Реферат)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:


Besucherzahler ukrainewoman.ca
счетчик посещений
Goon Каталог сайтов