Суббота, 04.05.2024, 10:13
Интересный сайт Antona
Приветствую Вас Гость | RSS
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » В помощь учащимся » Право » Правоведение (Контрольная работа)
Правоведение
AntonДата: Суббота, 31.07.2010, 18:46 | Сообщение # 1
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 342
Репутация: 0
Статус: Offline
ВОПРОС 1.
По каким видам общественных отношений различаются нормы права?

ОТВЕТ: Нормы права различаются по тем видам общественных отношений, которые они регулируются:
1. По функциям норм в механизме правового регулирования различаются:
- нормы конкретного (видового и родового) содержания. Такие нормы охватывают отдельные виды отношений, регулируемые правом;
- специальные нормы, предусматривающие определенные законом исключения (изъятия) из общего правила для особых случаев (например, льготы для инвалидов)
- нормы, определяющие понятие и возникновение отдельных институтов права – обязательное право и т.д.
- нормы всеобщего содержания.
Наиболее общее содержание имеют нормы, устанавливающие исходные начала (принципы или общие определения для «национального» права в целом, или для отрасли права (гл.1 Конституции РФ, Кодексы и др. законы, применительно к каждой отрасли права).
2. применительно к сфере регулирования определяются нормы:
- устанавливающие исходные начала правового регулирования и учреждающие принципы, институты или структуры государств, называются учредительными или отправными нормами;
- устанавливающие легальные определения тех или иных правовых понятий, называются дефинитивными нормами.
3. По отношению к правилам написания и исполнения нормы они бывают:
- императивные нормы – это нормы категорически, не допускающие отступления от правила, предписанного нормой (Законы о налогах, об увольнении и т.п.).
- диспозитивные нормы, характерные для частного (гражданского, трудового, семейного) права, допускают регулирование отношения по соглашению сторон и устанавливают правила лишь на случай отсутствия соглашения;
4. По формам выражения диспозиции нормы делятся на:
- управомочивающие (права на отдых, на труд и т.д.);
- обязывающие (обязанность соблюдать законы, платить налоги и т.д.);
- запретительные (нормы, устанавливающие запрещение действия);
- поощрительные (устанавливают меры поощрения за героизм, доблестный труд и т.д.).
ВОПРОС 2.
Укажите признаки правового государства. Является ли Российская Федерация правовым государством?

ОТВЕТ: Правовое государство характеризуется, прежде всего, тем, что оно самоограничивает себя действующими в нем правовыми нормами, которым обязаны подчиняться все без исключения (государственные органы, должностные лица, общественные объединения и граждане). Поэтому важнейшим принципом конституционного строя Российской Федерации как правового государства является принцип верховенства права. Верховенство права означает, прежде всего, верховенство Конституции и закона (ч.2 ст.15).
Правовое государство – это конституционное государство. Конституция, является центром правовой системы. На ее базе строится механизм законности в правовом государстве (ч.1 ст.15). Являясь членом мирового общества, Российская Федерация признает (ч.4 ст.15) входящие в ее правовую систему общепризнанные принципы и нормы международного права и свои международные договоры. Поэтому, если международным договором Российской Федерации установлены иные права, чем предусмотренные законом, то, согласно (ч.4 ст.15) применяются правила международного договора.
В нашей стране раньше при характеристике взаимоотношений государства с гражданами многие годы было принято в большей мере подчеркивать ответственность граждан перед законом. Однако в правовом государстве юридическая ответственность не может носить односторонний характер. Правовому государству присущи такие (регулируемые законом) взаимоотношения с гражданами, при которых государство (его органы, учреждения и должностные лица) ответственны перед человеком и гражданина главной обязанностью государственной власти, а граждане, в свою очередь, несут ответственность перед государством и обеспечивают защиту его интересов.
Жизнь и работа в условиях правового государства невозможны без определения гарантий прав и свобод граждан, дозволенного и закрепленного в интересах общества поведения. Поэтому все законы должны быть опубликованы (ч.3 ст.15). Таким образом, если закон не опубликован в открытой печати, всем доступной, то в правовом государстве не может и не должна наступать ответственность за его нарушение, поэтому следует отличать незнание закона от невозможности его узнать.
ВОПРОС 3.
Дайте определение договора. Укажите, что является предметом договора.

ОТВЕТ: Договор есть соглашение двух или более лиц, направленное на возникновение, изменение или прекращение гражданского правоотношения (п.1 ст.420).
Договор выступает важнейшим средством индивидуального правового регулирования имущественных и неимущественных отношений. Он ведет к установлению юридической связи между участниками.
Договор – таковым признается лишь соглашение, вытекающее из намерения участников породить те или иные гражданско-правовые последствия. Всякий договор может быть признан соглашением, но не всякое соглашение может быть признано договором. Договор выступает разновидностью юридических сделок постольку, постольку сделки также нацелены на установление, изменение или прекращение гражданских правоотношений, однако не любых, а только двухсторонних или многосторонних (ст.153,154 ГК РФ).
Гражданские права и обязанности, порождаемые, изменяемые или прекращаемые договором, составляют содержание обязательственного отношения, возникающего из договора.
Содержание договора разъясняют положения кодекса, указывающие на круг действий, которые обязанное лицо должно совершить в пользу управомоченного лица. Согласно этим положениям, содержание договора заключается в том, что одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенные действия ( по передаче имущества, выполнению работы, уплате денег и др.) либо воздержаться от определенного действия, а кредитор вправе требовать от должника исполнения лежащей на нем обязанности (п.1 ст.307 ГК РФ). Таким образом, договорные отношения регламентируются положениями кодекса, которые служат для регулирования обязательственных отношений вообще, если иное не предусматривается специальными положениями кодекса о договорах.
Предмет договора составляет то, на что направлены действия его сторон, то есть вещи, имущественные права и иные объекты гражданских прав.
ВОПРОС 4.
Дайте развернутое определение завещания (понятие, виды, условия).

ОТВЕТ: Правомочие собственника по распоряжению имуществом включает возможность распоряжаться им на случай смерти. После кончины собственник может оставить имущество кому угодно. Таким образом, наследование по завещанию – это переход прав и обязанностей в порядке наследственного правопреемства к лицам, указанным самим наследодателем в особом распоряжении, которое совершается при жизни на случай смерти. Именно завещание и представляет собой такое распоряжение.
Завещание выражает волю наследователя, а потом является односторонней сделкой, которой, однако, присущи существенные особенности.
1. Завещание носит строго личный характер, в связи, с чем при совершении завещания невозможно, представительство, а также завещание должно быть собственноручно подписано наследователем (если он не может это сделать в силу физических недостатков, оно по его просьбе, может быть подписано в присутствии нотариуса другим гражданином). К нотариально удостоверенным приравниваются завещания граждан, находящихся в больницах, санаториях, домах престарелых, удостоверенные главврачами или директорами этих учреждений; завещания граждан, находящихся во время плавания на судах РФ, удостоверенные капитанами; некоторые другие.
2. Гражданин, в пользу которого составляется завещание, не может присутствовать в момент совершения завещания.
3. Завещание носит строго формальный характер, ему требуется обязательное нотариальное удостоверение, без которого завещание не имеет силы.
4. Завещание – распорядительная сделка, направленная на установление наследственного правопреемства, поэтому в ней обязательно должно содержаться распоряжение имуществом на случай смерти, должен устанавливаться круг наследников.
Завещание, не отвечающее указанным требованием, не может иметь силы и не влечет юридических последствий.
Однако свобода завещания не абсолютна. Она ограничена установлением в законе круга наследников (они называются необходимыми или обязательными), которые вправе получить обязательную долю в наследстве. Несовершеннолетние или нетрудоспособные дети наследователя, его нетрудоспособные супруг и родители, а также нетрудоспособные иждивенцы наследователя, подлежащие призванию к наследованию в порядке, предусмотренном ГК, наследуют независимо от содержания завещания, согласно ст. 1149 ГК РФ, не менее половины доли, которая бы причиталась бы каждому из них при наследовании по закону (обязательная доля).
ВОПРОС 5.
Охарактеризуйте источники семейного права и дайте их классификацию.

ОТВЕТ: Источник права – это внешние формы выражения правотворческой деятельности государства, с помощью которых воля законодателя становится обязательной для исполнения. По юридической силе источники семейного права подразделяются на две группы:
- Законы – Конституция РФ, Семейный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, Федеральные конституционные законы, Федеральные законы, Федеральные законы субъектов РФ.
Подзаконные нормативно-правовые акты, Указы и распоряжения Президента РФ, Постановления и распоряжения Правительства РФ.
Конституция РФ – 12.12.1993 г. – основной закон государства, обладающий высшей юридической силой по отношению ко всем другим семейно-правовым актам. Соответствии со ст. 15 Конституции РФ она имеет прямое действие и применяется, но всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые РФ, не должны противоречить Конституции РФ.
Согласно ст.72 Конституции РФ семейное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Это позволяет обеспечить наряду с единообразием общих начал семейного законодательства, учет национальных особенностей, местных условий и традиций.
Ведущим федеральным актом семейного права, наиболее полно и подробно регламентирующим семейным отношения, является СК РФ, принятый Государственной Думой РФ 8 декабря 1995 года и введенный в действие с 1 марта 1996 года.
В настоящее время СК РФ действует в редакции Федерального закона от 27 июня 1998 года, «О внесении изменений и дополнений в СКРФ» (СЗ РФ, 1998 год №28 ст.3014).
Помимо СК РФ в отдельных случаев для регулирования семейных отношений применяются нормы ГК РФ: ст. 17 и ст. 21 – для определения семейной правоспособности и дееспособности; ст. 198-200 и 202-205 –при применении исковой давности к семейным отношениям; ст.450,453 при изменении и расторжении брачного договора и др.
Другие федеральные законы регулирующие семейное отношение. К их числу, в частности, относятся ФЗ от 15 ноября 1997 года «О внесении изменений и дополнений в СК РФ». Согласно 2.2 и 2 ст.13 СК РФ субъектам РФ, предоставлено право, устанавливать порядок и условие при наличии которых может быть разрешено вступление в брак, до достижения 16 лет.
Вторую группу источников семейного права составляет подзаконные нормативные акты, которые принимаются в исполнении и в соответствии с законами РФ и ее субъектов.
Так, например, постановление правительства РФ от 18 июля 1996 г. №841 «О перечне видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей» (СЗ РФ 1996 г. №31 ст.3743). Постановление правительства РФ от 17 июля 1996 г. №829 утверждено положение «О приемной семье». (СЗ РФ 1996 г. №31 ст.3721). В соответствии с ст.15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью правовой системой РФ.
Принципы и нормы международного права, имеющие значения для регулирования семейных отношений содержится в уставе ООН, во всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г., в декларации прав ребенка от 20 ноября 1989 г. (вступило в силу в СССР 15 сентября 1990 г.) в конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. (ратифицирована ФЗ от 4 августа 1994 г.) в международном пакте об экономических, социальных и культурных правах и международном пакте о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 г.
Российская Федерация является участницей двухсторонних международных договоров с Албанией, Алжиром, Азербайджаном, Болгарией, Венгрией, Вьетнамом, Грузией, Ираком, Йеменом, Италией, Китаем и др. (еще 16 государств).
ВОПРОС 6.
Дайте определение субъекта трудовых правоотношений и перечислите участников трудовых правоотношений.

ОТВЕТ: Под субъектами трудового права следует понимать участников трудовых и иных тесно связанных с ними общественных отношений, включаемых в предмет трудового права. В зависимости от вида указанных отношений субъектами трудовых правоотношений являются:
- работники и работодатели;
- представители работников и работодателей;
- профсоюзные органы и иные уполномоченные работниками органы;
- органы занятости;
- органы по рассмотрению трудовых споров;
- органы надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда.
Все участники правоотношений, относящихся к предмету трудового права, являются субъектами трудового права, но рано как непосредственно сами трудовые отношения составляют ядро предмета трудового права, а все другие отношения являются производными от них. Работник и работодатель является основными субъектами трудового права.
Работодатель – это физическое или юридическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работником. Обычно в качестве работодателя выступает юридическое лицо. Однако в последнее время все чаще вступает в трудовые отношения с работником гражданин, осуществляющий индивидуальную предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Также часто имеют место трудовые отношения, где в качестве работодателя выступает обычно гражданин, принимающий на работу личного водителя, секретаря, домработницу, садовника и т.д.
Трудовая правосубъектность юридического лица наступает с момента регистрации государственной регистрации в качестве юридического лица. После такой регистрации организация вправе нанимать работников.
Трудовая правосубъектность физического лица возникает по достижении им 18-летнего возраста.
Второй стороной трудовых правоотношений является работник. Работник – физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем. Но для того, чтобы вступить в трудовые правоотношения, гражданин также должен обладать трудовой правосубъектностью (праводееспособностью). Трудовая правосубъектность по общему правилу наступает по достижении 16 лет. Исключение составляет отдельные виды работ (вредные, тяжелые или опасные), для приема на которые установлен более высокий предел – 18 лет, а иногда даже 21 год.
Законодательством также предусмотрены исключения, дающие возможность вступать в трудовые отношения и лицам, не достигшим 16-летнего возраста. Так, лица, получившие основное общее образование и достигшие возраста 15 лет, могут заключать трудовые договоры. С согласия одного из родителей (либо лиц, их заменяющих) для подготовки молодежи к производственному труду разрешается заключать трудовой договор с лицом, достигшим 14-летнего возраста, при условии, что оно будет осуществлять трудовую деятельность в свободное от учебы время и на легких работах, не запрещенных законодательством. Принципиально новым положением в трудовом законодательстве является введение нормы, допускающей прием на работу лица, не достигшего 14-летнего возраста. Согласно ст.63 ТК РФ, в организациях кинематографии, театрах, театральных и концертных организациях, цирках допускается с согласия одного из родителей (опекунов, попечителя) и органа опеки и попечительства заключение трудового договора с лицами, не достигшими возраста 14 лет. Для участия в создании и (или) исполнении произведений без ущерба здоровью и нравственному воспитанию.
Трудовая правоспособность прекращается смертью лица. Таким образом, до момента, пока человек в состоянии работать, он может реализовывать свое право на труд. Правда, в отдельных случаях законодательство предусматривает определенные ограничения на труд. Так, в соответствии с ст. 25 Закона «Об основах государственной службы в РФ» предельным сроком нахождения на государственной службе является достижение возраста 60 лет. В исключительных случаях указанный срок может быть продлен, но не более чем до 65 лет. Однако по достижении указанного возраста гражданин может продолжать свою трудовую деятельность в должности или по профессии, где возрастные ограничения не предусмотрены.
Основные права работников и работодателей закреплены ст.21,22 ТК РФ.
ВОПРОС 7.
В чем сущность государственной службы? Каков административно-правовой статус государственных служащих.

ОТВЕТ: Государственная служба в широком смысле – трудовая деятельность работников, выполнение ими служебных функций в государственных органах, на предприятиях, в учреждениях и организациях. В узком смысле под государственной службой понималось выполнение работниками служебных обязанностей в органах государственной власти (в государственном аппарате). 31 июня 1995 года был принят Федеральный закон об основах государственной службы РФ. («О государственной гражданской службы от 27 апреля 2004 г. №79-ФЗ), в основу которого положена специфическая концепция государственной службы. Согласно этому закону государственная служба – профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. Посредством государственной службы реализуются задачи и функции государственных органов. При этом к государственной службе относится исполнение должностных обязанностей лицами, замещающими государственные должности лишь определенных категорий, указанных в самом законе. То есть не все лица, занимающие должности в государственных органах, исполняют обязанности, относящиеся к государственной службе. Соответственно должности в государственных органах подразделяются на государственные и негосударственные.
Административно-правовой статус государственных служащих. Все государственные служащие являются субъектами права. Они обладают правами и свободами, а также несут обязанности, и ответственность перед обществом и государством наравне со всеми гражданами. Наряду с общегражданскими правами и обязанностями государственные служащие обладают обязанностями и правами по занимаемой должности государственной службы. Это составляет их специальный административно-правовой статус. Особенностями такого статуса является то, что:
- права и обязанности госслужащих устанавливается в пределах компетенции органа, в котором они состоят на государственной службе и связаны с осуществлением задач, возложенных на этот орган;
- служебные права и обязанности обладают единством, то есть права одновременно являются обязанностями, ибо они должны использоваться в интересах службы, а обязанности – правами, ибо в противном случае их (обязанности) нельзя будет осуществить;
- законные предписания и требования госслужащих подлежат исполнению всеми, кому они адресованы;
- они имеют право на продвижение по службе, то есть на служебную карьеру;
- предусмотрены некоторые ограничения их гражданских прав в целях эффективности их служебной деятельности, сохранения высокого морального облика госслужащих и воспрепятствования злоупотреблениями и коррупции;
- предусмотрены определенные льготы, а также повышенная юридическая ответственность за совершенные правонарушения.
ВОПРОС 8.
Охарактеризуйте понятие экологического кризиса.

Ответ: С появлением и развитием человечества процесс эволюции заметно видоизменился. На ранних стадиях цивилизации вырубка и выжигание лесов для земледелия, выпас скота, промысел и охота на диких животных, войны опустошали целые регионы, приводили к разрушению растительных сообществ, истреблению отдельных видов животных.
Предупреждая о возможных последствиях расширяющегося вторжения человека в природу, еще полвека назад академик В.И.Вернадский писал: «Человек становится геологической силой, способной изменить лик Земли». Это предупреждение пророчески оправдалось.
Последствия антропогенной (производимой человеком) деятельности проявляются в истощении природных ресурсов, загрязнение ионосферы отходами производства, разрушении природных экосистем, изменении структуры поверхности Земли, изменение климата. Появление в природной среде новых компонентов, вызванное деятельностью человека или каким-либо грандиозными природными явлениями, характеризуют термином загрязненность.
В общем виде загрязненность – это наличие в окружающей среде вредных веществ, нарушающих функционирование экологических систем или их отдельных элементов и снижающих качество среды с точки зрения проживания человека или ведения им хозяйственной деятельности. Этим термином характеризуются все тела, вещества, явления, процессы, которые в данном месте, но не в то время и не в том количестве, какое естественно для природы, появляются в окружающей среде и могут выводить ее системы из состояния равновесия.
В новом Федеральном законе «Об охране окружающей среды» объектом охраны окружающей среды посвящена специальная статья 4, в которой говорится, что объектами охраны округа среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются:
- земля, недра, почва;
- поверхностные и подземные воды;
- леса и иная растительность, животные и другие организмы и генетический фонд;
- атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.
ВОПРОС 9.
Перечислите виды наказаний за уголовные преступления.

ОТВЕТ: Статья 44 УК РФ предусматривает 13 видов наказаний, которые можно разделить на три группы:
1. наказания, не связанные с изоляцией осужденного от общества;
2. наказания, связанные с лишением свободы;
3. исключительная мера наказания – смертная казнь.
Наказания, не связанные с лишением свободы:
- штраф;
- лишение права заниматься определенные должности или заниматься определенной деятельностью;
- лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград;
- обязательные работы;
- исправительные работы;
- ограничения по военной службе;
- конфискация имущества;
- ограничения свободы;
- содержание в дисциплинарной воинской части.
Наказания, связанные с изоляцией от общества:
- арест;
- лишение свободы на определенный срок;
- пожизненное лишение свободы.
Исключительная мера наказания – смертная казнь.
Все названные виды наказания, согласно ст.45 УК, подразделяются на три группы:
- основные;
- дополнительные;
- назначаемые, либо в качестве основных, либо в качестве дополнительных.
К числу основных видов наказания относятся: обязательные работы; исправительные работы; ограничение по воинской службе; ограничение свободы; арест; содержание в дисциплинарной воинской части; лишение свободы на определенный срок; пожизненное лишение свободы. Эти наказания назначаются самостоятельно, независимо друг от друга.
Наказания, назначаемые либо в качестве основных, либо в качестве дополнительных. Это:
- штраф;
- лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
В качестве основных названные виды наказания назначаются лишь тогда, когда об этом прямо указано в санкциях статей УК. Штраф в качестве дополнительного наказания также не может применяться, если об этом нет указаний в санкции соответствующей статьи. Такого ограничения для применения в качестве дополнительного наказания лишения права занимать определенные должности или заниматься, определенной деятельностью нет. Суд в праве применять это дополнительное наказание по своему усмотрению.
ВОПРОС 10.
Каковы основания и формы участия прокурора в гражданском процессе?

ОТВЕТ: В ст.45 ГПК РФ выделены две формы участия прокурора в гражданском судопроизводстве:
1) обращение в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов других лиц;
2) выступление в процессе с целью дачи заключения по делу. Реализация первой формы участия возможна в случае обращения прокурора в суд с заявлением в защиту:
- интересов граждан, если они по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности или другим уважительным причинам не могут сами обраться в суд;
- интересов неопределенного круга лиц;
- интересов России, субъектов РФ, муниципальных образований.
Предъявляя иск, прокурор должен соблюсти все условия и порядок обращения в суд. Форма и содержание поданного им заявления, помимо общих требований, должны соответствовать положениям ч.3 ст.131 ГПК РФ, а именно:
- в исковом заявлении, предъявленном в защиту интересов РФ, ее субъектов, муниципальных образований или в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц, должно указываться, в чем конкретно заключаются их интересы, какое право нарушено, а также должна содержаться ссылка на нормативный правовой акт, предусматривающий способы защиты этих интересов;
- в исковом заявлении, предъявленном в защиту интересов граждан, должно содержаться обоснование невозможности предъявления иска сами гражданином.
Несоблюдение прокурором требований закона влечет отказ в принятии искового заявления (ст.134 ГПК РФ) или оставление его без движения (ст. 136 ГПК РФ) либо возвращение заявления (ст. 135 ГПК РФ). Однако заявление не может быть возвращено прокурору по основаниям, указанным в п. 1,3 или 4 ст. 135 (несоблюдение досудебного порядка разрешения спора, недееспособностью истца, отсутствие полномочий на предъявление иска), так как он действует от своего имени в силу возложенных на него государственных функций, не являясь субъектом материального правоотношения.
Таким образом, прокурор, возбудивший дела в защиту прав и законных интересов других лиц, занимает в процессе положение истца лишь в процессуальном смысле, т.е. является процессуальным истцом.
Вторая форма участия прокурора в гражданском процессе – вступление в процесс, начатый по инициативе других лиц, с целью дачи заключения по делу – носит обязательный характер, если закон предусматривает участие прокурора в деле (например, ч.3 ст.45, ст.239,252,260,273,284,288,304 ГПК РФ). Это касается, в частности, дел о восстановлении на работе, о выселении, о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, об усыновлении (удочерении) ребенка, о признании гражданина безвестно отсутствующим или объявлении гражданина умершим, об ограничении дееспособности или признании недееспособным гражданина, о принудительной госпитализации в психиатрический стационар, об оспаривании нормативного правового акта.
Судья при подготовке дела к судебному разбирательству обязан известить прокурора о таком деле и сообщить о месте и времени его рассмотрения. Неявка прокурора, извещенного таким образом, не является препятствием к разбирательству дела.


Хочешь личный форум для себя? Стань админом. http://film.topf.ru/viewtopic.php?id=6885
 
Форум » В помощь учащимся » Право » Правоведение (Контрольная работа)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:


Besucherzahler ukrainewoman.ca
счетчик посещений
Goon Каталог сайтов