Вопрос 1. Ревизия и аудит: понятия, сходство и различия. Ответ: Аудиторская деятельность - аудит представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской
(финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов, а также оказанию иных аудиторских услуг.
В качестве аудиторов могут выступать любые лица, обладающие необходимыми знаниями, а также прошедшие государственную регистрацию и лицензирование.
В литературе даются разные определения аудита, в которых авторы подчеркивают ту или иную его особенность: независимость, платность, конфиденциальность и др. Иногда его рассматривают слишком узко и
ограничивают только проверкой отчетности негосударственных структур. В других случаях, напротив, крайне широко.
Понятия аудита и аудиторской деятельности отождествлены и определяются как предпринимательская деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов, а также оказанию иных аудиторских услуг, под которыми понимаются услуги по постановке, восстановлению и ведению бухгалтерского (финансового) учета, составлению деклараций о доходах и бухгалтерской (финансовой) отчетности, анализу финансово-хозяйственной деятельности, оценке активов и пассивов экономического субъекта, консультированию в вопросах финансового, налогового, банковского и иного законодательства Российской Федерации, а также по обучению и иные услуги по профилю их деятельности.
Целесообразно различать собственно аудит как проверку состояния бухгалтерского учета и внутрихозяйственного контроля на предмет соответствия финансово-хозяйственных операций законодательству (то есть по сути контроль достоверности отчетности) и аудиторскую деятельность, которая сводится не только к проверкам, но и включает всевозможные иные услуги в области финансов, бухгалтерского учета,
законодательства и др.
Аудит эффективности хозяйственной деятельности состоит в систематическом и всестороннем финансовом анализе всей экономики предприятия или определенного вида его деятельности (инвестирование, маркетинг и т.д.). На основании данных проводимого анализа вырабатываются рекомендации по эффективному ведению всей хозяйственной деятельности клиента. Такой аудит заказывается администрацией или собственником фирмы.
Основной целью аудиторской деятельности является установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных
операций нормативным актам, действующим в Российской Федерации.
Основные показатели (содержание, объемы, формы) принятой в Российской Федерации бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов определяются Законом Российской Федерации №
129 "О бухгалтерском учете в Российской Федерации" от 28 ноября 1996 г., а также нормативными актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, а в части бухгалтерской (финансовой) отчетности банков и кредитных учреждений - нормативными актами Центрального банка Российской Федерации.
Кроме того, в соответствии с аудиторскими стандартами аудитор обязан действовать с надлежащим вниманием и осторожностью. Этого от аудитора требует выполнение таких аудиторских функций, как планирование мероприятий, сбор и оценка информации, составление отчетов и представление сведений, выводов и рекомендаций. Лицо, осуществляющее аудиторскую проверку, должно быть готово к выявлению различных нарушений, выражающихся в недостаточном внутреннем контроле, неправильном ведении документации, ошибках и подделках.
Это требует от аудитора знания различных финансовых схем работы хозяйствующих субъектов, документов и отчетов, бухгалтерии, смежных дисциплин, действующих законов, подзаконных актов, а также приказов
и инструкций, в соответствии с которыми осуществляет свою деятельность проверяемый экономический субъект.
Внешний аудит проводится независимыми аудиторами и аудиторскими фирмами на основе договора с проверяемым предприятием о предоставлении аудиторских услуг. Внешний аудит регламентируется
юридически и позволяет внешним группам наблюдать и потенциально контролировать деятельность организации и ее руководства. Правовой статус внешних аудиторов определяет требования их ответственности
за свой отчет, критерии, на которых этот отчет базируется, полномочия проверяющих, правила их назначения и отстранения, уровень их квалификации, размер вознаграждения и нормы поведения.
Основная обязанность внешних аудиторов - оценка регулярной (бухгалтерской) финансовой отчетности предприятия. С целью успешного осуществления проверки аудитор должен проанализировать систему внутреннего контроля.
Ревизия и аудит, близкие по содержанию многих операций понятия, далеко не одно и то же. Понятие аудита неравнозначно понятию анализа хозяйственной деятельности, документальной комплексной ревизии, счетной проверки баланса , несмотря на то что при осуществлении своих задач аудиторы пользуются процедурами названных и других областей учетной и контрольно-аналитической практики.
Аудиторскую проверку следует отличать от ревизии.
Ревизия (не в процессуальном, а в плане хозяйственного контроля) представляет собой составную часть системы управленческого контроля, призванную устанавливать законность, достоверность, целесообразность и экономическую эффективность совершенных хозяйственных операций. Основными задачами ревизии являются следующие: осуществление контроля за соблюдением государственной дисциплины, использованием государственных средств, сохранностью материальных и денежных ресурсов, правильностью постановки бухгалтерского учета, а также пресечение фактов нарушения требований законодательства к ведению бухгалтерского учета и составлению бухгалтерской отчетности.
В отличие от ревизии аудит представляет собой независимую вневедомственную проверку финансовых отчетов или относящейся к ним финансовой информации объекта с целью получения выводов.
Если целью ревизии является выявление, локализация и оценка недостатков хозяйственной деятельности для их искоренения, то аудит проводится для выявления указанных недостатков и их признания как
неотъемлемого элемента предпринимательской деятельности.
Аудит представляет собой проверку достоверности информации в финансовых отчетах клиента, а ревизия направлена на установление законности совершаемых операций и отсутствие хищений со стороны
работников. Объектом исследований при аудиторской проверке выступает все то, что подрывает платежеспособность клиента, ухудшает его финансовое состояние. В случае ревизии ставится задача
выявления нарушений действующего законодательства и учетной политики предприятия. В отличие от ревизора аудитор представляет собой независимое лицо, то есть аудит характеризуется наличием
горизонтальных (добровольных) связей, а ревизия - вертикальных (в порядке административного назначения и принуждения). Поэтому оплата за услуги аудитора осуществляется клиентом, а работа ревизора
оплачивается вышестоящим звеном или государственным органом. В случае проведения аудиторской проверки клиент решает задачи по привлечению новых пассивов (инвесторов, кредиторов), укреплению
платежеспособности. Если же проводится ревизия, хозяйственная система решает задачи по сохранности своих активов, пресечению и профилактике злоупотреблений.
Аудит характеризуется наличием принципа разумной достаточности с ориентацией на соотношение затрат и результатов. В условиях ревизии действует принцип максимально возможной точности и выявления виновных лиц, а также установления размера ущерба.
В процессе аудита хозяйственных операций проверяется их достоверность, законность и хозяйственная необходимость на основании документов, в которых они нашли отражение.
Аудит проверяется по форме и содержанию, встречной проверкой, взаимной проверкой операций и документов, аналитическими и логическими приемами.
Вопрос 2. Государственный контроль: основные направления. Укажите контролирующие и проверяющие органы РФ, их основные права и обязанности.
Ответ: Государственный контроль рассматривается как важнейший вид обратной связи, по каналам которой субъекты государственной власти получают информацию о фактическом положении дел, о выполнении принятых решений, о состоянии исполнительной дисциплины. К контролирующим и проверяющим органам РФ относятся:
1. Налоговые органы РФ (Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы). Основные права и обязанности:
-производить в органах государственной власти и органах местного самоуправления, организациях, у граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства проверки денежных документов, бухгалтерских книг, отчетов, планов, смет и иных документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других обязательных платежей в бюджет;
-получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках, за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну;
-контролировать соблюдение законодательства гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью;
получать от предприятий справки, документы и копии с них, касающиеся хозяйственной деятельности налогоплательщика;
В случае отказа допустить должностных лиц налоговых органов к обследованию:
-определять облагаемый доход на основании документов, свидетельствующих о получении ими доходов;
-требовать устранения выявленных нарушений и контролировать их выполнение;
-приостанавливать операции предприятий по расчетным счетам в банках в случаях непредставления бухгалтерских отчетов, балансов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и иных обязательных платежей в бюджет;
-изымать у предприятий документы, свидетельствующие о скрытии или занижении прибыли или о скрытии иных объектов налогообложения;
-выносить решения о привлечении органов к ответственности за совершение налоговых правонарушений;
-взыскивать недоимки по налогам;
-контролировать соответствие крупных расходов физических лиц их доходам;
-проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества;
-налагать арест на имущество;
Налоговые органы обязаны:
-соблюдать законодательство по налогам и сборам;
-осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах;
-вести учет налогоплательщиков;
-бесплатно информировать налогоплательщиков о действующих налогах и сборах;
-представлять формы установленной отчетности и разъяснять порядок их заполнения;
соблюдать налоговую тайну;
направлять налогоплательщику или налоговому агенту копии актов налоговой проверки и решения, налоговое уведомление и требование об уплате налога и сбора.
2. Государственная инспекция безопасности дорожного движения. Обеспечивает соблюдение юридическими лицами и гражданами законодательства РФ, иных нормативных актов, правил, стандартов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения. Проводят мероприятия по предупреждению ДТП и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан.
2. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования. Осуществляет следующие полномочия:
-контроль и надзор в области охраны, использования и воспроизводства объектов животного мира и среды их обитания;
-контроль и надзор в области охраны особо охраняемых природных территорий федерального назначения;
-контроль и надзор за геологическими изученьями и охраной недр;
-контроль и надзор за использованием лесного фонда и воспроизводством лесов;
-контроль и надзор за использование водных объектов;
-контроль и надзор за соблюдением законодательства РФ и международных норм в области морской среды и природных ресурсов внутренних морских вод.
3. Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости. Осуществляет земельный контроль за соблюдением земельного законодательства, требований по охране и использованию земель, за воспроизводством плодородия земель сельскохозяйственного назначения.
4. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Осуществляет полномочия:
-осуществляет надзор за исполнением требований законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей в области потребительского рынка;
-организует деятельность системы санитарно-эпидемиологической службы РФ.
5. Федеральная инспекция труда. Реализует следующие полномочия:
-осуществляет государственный контроль за соблюдением трудового законодательства;
-анализирует обстоятельства и причины выявленных нарушений, принимает меры по их устранению;
проводит предупредительный контроль за строительством новых объектов производственного назначения, вводом их в эксплуатацию в целях предотвращения отступления от проектов, ухудшающих условия труда, снижающих их безопасность.
Вопрос 3. Налоговый контроль: основные задачи, порядок осуществления. Организационная структура налоговых органов как единой системы контроля за соблюдением налогового законодательства.
Ответ: Налоговые органы РФ (Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы). Ее главные задачи:
1. Контроль за соблюдением налогового законодательства.
2. Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет государственных налогов и других платежей, установленных законодательством РФ.
3. Валютный контроль, осуществляемый в соответствии с законодательством РФ о валютном регулировании.
4. Контроль за обеспечением государственной монополии на производство и реализацию спирта.
5. Обеспечение контроля за исполнением иных нормативно-правовых актов, не относящихся к налоговому законодательству, но содержащих нормы налогового права.
Единая централизованная система налоговых органов РФ состоит из Федеральной налоговой службы и ее территориальных органов.
Вопрос 4. Документальный и фактический контроль при проведении ревизии: понятия, общая характеристика.
Ответ: При проведении документальной ревизии проверяются документы, в особенности первичные денежные документы (счета, платежные ведомости, ордера, чеки), а не только отчеты, сметы и т.п. Фактическая ревизия означает проверку не только документов, но и наличия денег, материальных ценностей.
Документальная ревизия часто сочетается с фактическим контролем (инвентаризацией, лабораторными анализами и т.д.). Общими задачами документальной ревизии являются:
-проверка законности и целесообразности совершенных хозяйственных операций;
-проверка соблюдения финансовой и сметной дисциплины, борьба с хищениями собственности и другими злоупотреблениями должностных лиц;
-проверка выполнения плана, проверка правильности постановки бухгалтерского учета и достоверности показателей учета и отчетности;
-содействие режиму экономии и укреплению хозяйственного расчета.
Документальные ревизии различают по их назначению, объему охватываемых проверкой операций, методу проведения и по другим признакам. В зависимости от органов, осуществляющих ревизии , они бывают внутренние и внешние, ведомственные и вневедомственные. В зависимости от назначения ревизии могут быть плановые и внеплановые. По объему охватываемых проверкой хозяйственных операций ревизии делятся на полные и частичные. В зависимости от повторяемости контрольных функций различают ревизии первичные, повторные и дополнительные. По методу проведения ревизии бывают сплошные, выборочные и комплексные. В процессе ревизии используются нормативные материалы, первичные документы и учетные регистры, данные отчетности, данные фактического контроля , приказы и распоряжения, материалы предыдущих ревизии. Результаты оформляются актом. Акт составляет ревизор в нужном количестве экземпляров. Его подписывают, кроме ревизора, руководитель ревизуемого предприятия и главный бухгалтер.
Если последние не согласны с актом, они, все равно должны его подписать, а свои возражения в письменном виде приложить к акту ревизии. Если имеют место факты злоупотреблений, наказуемые в уголовном порядке, то дело передается следственным органам.
Комплексная ревизия - вид контроля , сочетающий приемы документальной и фактической проверки, представляющий собой всестороннюю и взаимосвязанную проверку всех участков деятельности предприятия.
В комплексной ревизии принимают участие специалисты, хорошо знающие экономику и технологию производства, организацию труда и другие вопросы производственной и финансово-хозяйственной деятельности. Привлечение различных специалистов позволяет расширить круг проверяемых вопросов. Оперативная ревизия - регулярная, периодически проводимая оценка состояния отчетности, финансово-хозяйственной деятельности предприятия, компании, осуществляемая штатными ревизорами данной организации.
Оперативная ревизия может быть выборочной и сплошной. Результаты ревизии оформляются документально и представляются руководству предприятия, компании для принятия решения и устранения недостатков.
Вопрос 5. Охарактеризуйте основных пользователей финансовой отчетности. На какие группы и в соответствии с какими критериями их можно разделить?
Ответ: Основными пользователями финансовой отчетности выступают:
-инвесторы (собственники, рядовые акционеры, институциональные инвесторы);
-кредиторы (коммерческие банки и другие институциональные заимодавцы, поставщики, которые на основании финансовой информации фирмы вырабатывают условия коммерческого кредитования данной фирмы);
-профсоюзы и служащие по поводу оценки способности данного объекта выплачивать более высокую зарплату;
-заказчики продукции по поводу оценки ее способности выполнять взятые обязательства;
-государственные органы по поводу выполнения налоговых обязательств, выполнения требований государственного регулирования финансовой деятельности;
-население по поводу перспектив деловых контактов с экономическим объектом;
-деловые и научные круги, изучающие потенциальное место в своей отрасли, на национальных и зарубежных рынках, а также определяющие ее рейтинги.
Стороны, заинтересованные в получении информации в зависимости от их запросов и потребностей, можно условно разделить на две категории: внешние и внутренние.
Внутренние пользователи - менеджеры, руководство, финансовые менеджеры. В некоторых случаях в данную группу относятся и собственники предприятия.
Внешние пользователи - кредиторы, потенциальные инвесторы, контрагенты предприятия, налоговые органы, финансовый рынок в лице фондовой биржи и прочие.
Вопрос 6. Правовые основы аудита.
Ответ: Правовые основы регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации определяет Федеральный закон Об аудиторской деятельности от 7 августа 2001 года №119-ФЗ. Обязательный аудит - ежегодная обязательная аудиторская проверка ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации или индивидуального предпринимателя. В статье 7 указанного Федерального закона определен круг организаций и индивидуальных предпринимателей, в составе финансовой отчетности которых обязано быть заключение по результатам годовой аудиторской проверки. Обязательный аудит проводится аудиторскими организациями. В соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности аудиторская деятельность лицензируется. Организации и индивидуальные предприниматели могут заключить с аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами договор на проведение аудиторской проверки, а также на сопутствующие аудиту услуги в соответствии с требованиями главы 28 и иными нормами Гражданского кодекса Российской Федерации. При проведении обязательного аудита аудиторская организация обязана страховать риск ответственности за нарушение договора. Аудит осуществляется в соответствии с Федеральным законом Об аудиторской деятельности от 7 августа 2001 года №119-ФЗ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами по проведению аудиторской деятельности, изданными в соответствии с данным Федеральным законом.
Вопрос 7. Существенность в аудите и ее взаимосвязь с аудиторским риском.
Ответ: В связи с тем, что бухгалтерская отчетность имеет широкий круг пользователей, у каждого из них может быть свое представление о существенности информации, содержащейся в бухгалтерской отчетности (например, для акционеров существенной является информация о результатах деятельности акционерного общества, динамике прибыли и реальности активов; для потенциальных инвесторов существенна информация о финансовой устойчивости предприятия, возможных изменениях спроса на производимую продукцию, рентабельности вложений и реальности инвестиционных проектов). Однако в большинстве случаев пользователей бухгалтерской отчетности интересует информация:
о результатах финансово-хозяйственной деятельности организации (прибылях и убытках);
о динамике финансовых показателей организации за несколько отчетных периодов;
об обеспеченности и реальности к взысканию дебиторской задолженности, отраженной в бухгалтерской отчетности;
о полноте и реальности кредиторской задолженности, отраженной в бухгалтерской отчетности;
о намерениях организации относительно ликвидации или о существенном сокращении деятельности, либо о сохранении нормальных условий хозяйствования;
о фактическом наличии отраженных в бухгалтерской отчетности активов организации, степени их ликвидности и сопоставимости их балансовой оценки с реальными рыночными ценами.
Понятие “ существенность ”, определяющее результат взаимодействия количественных и качественных критериев оценки показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности, является базовым в аудите , так как именно в зависимости от установленного уровня существенности определяется размер допустимой ошибки в отчетности и, соответственно, формируется аудиторское мнение о ее достоверности. В отличие от ревизии или судебно-бухгалтерской экспертизы аудиторская организация при проведении аудита не обязана проверять бухгалтерскую (финансовую) отчетность в полном объеме и оценивать нарушения с абсолютной степенью точности. С целью получения аудиторских доказательств достаточно проверить некоторый объем документов и хозяйственных операций за отчетный период, позволяющий выразить аудиторское мнение о достоверности отчетности во всех ее существенных аспектах.
Вне зависимости от того, что представление о существенности носит субъективный характер, аудиторская деятельность требует максимально возможного ограничения влияния субъективных факторов на результаты аудиторских проверок.
Под существенностью в аудите понимается величина пропусков и искажений, а также неправильного толкования фактов бухгалтерской информации, содержащихся в бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая при сопутствующих обстоятельствах делает возможным изменение экономического решения, принятого заинтересованными пользователями на основе такой информации. При этом во внимание следует принимать две стороны существенности : качественную и количественную.
Уровень существенности – это совокупный размер допустимых искажений в данных бухгалтерской отчетности, который не оказывает влияния на качество решений, принимаемых пользователями на основании анализа этой отчетности.
При определении количественной стороны существенности аудиторской организации следует оценить, превосходят ли по отдельности и в сумме обнаруженные и вероятные искажения показателей бухгалтерской отчетности установленный для этой отчетности уровень существенности .
Следует помнить, что выявленные отклонения показателей бухгалтерской отчетности могут быть несущественными в количественном значении, но при этом по качественным признакам способны оказать серьезное влияние на решения, принимаемые пользователями этой отчетности.
При определении качественной стороны существенности бухгалтерской информации аудиторская организация должна установить, носят или не носят существенный характер отмеченные в ходе проверки отклонения порядка ведения финансово-хозяйственных операций от требований законодательства.
К серьезным нарушениям, несущественным по количественным признакам, относятся нарушения, которые могут повлечь за собой санкции, способные поставить нормальную работу аудируемого лица под угрозу. Например, нарушения, которые влекут за собой уголовную ответственность руководителей либо штрафные санкции, налагаемые на субъект хозяйствования и являющиеся значительными по отношению к его валюте баланса и прибыли: осуществление лицензируемой деятельности без соответствующих лицензий, хищения, незаконные выплаты и поступления, независимо от их количественного значения, незаконное использование чужого товарного знака и другие. Также должны учитываться применяемые аудируемым лицом принципиально неверные подходы к совершению хозяйственных операций и их отражению на счетах бухгалтерского учета, некорректные алгоритмы расчетов, недостаточное или неадекватное описание учетной политики и тому подобное. Даже если в проверяемом периоде эти операции и факты не оказали существенного влияния на формирование статей баланса в связи с их малочисленностью, аудиторская организация должна спрогнозировать и оценить вероятность их потенциального влияния при увеличении числа аналогичных операций и фактов в будущем.
Применение в аудите уровня существенности позволяет:
-не принимать во внимание незначительные данные, но при этом показывать всю важную для пользователей информацию;
-определять влияние величин отдельных объектов бухгалтерского учета на сумму и структуру баланса, а также на финансовые результаты и исследовать те бухгалтерские операции, влияние которых на величину активов, пассивов и финансовых результатов значительно;
-подтверждать не абсолютную точность данных бухгалтерской отчетности, а ее достоверность во всех существенных значениях.
Нахождение уровня существенности необходимо в следующих случаях:
-при планировании аудиторской проверки и определении перечня аудиторских процедур, времени на их проведение, их объектов, в том числе объектов, не включаемых в план проверки;
-при планировании объема выборки и его корректировке в процессе проверки;
-при оценке результатов проверки и влияния выявленных нарушений на достоверность бухгалтерской отчетности, то есть на форму выражения аудиторского мнения и характер поясняющих пунктов.