Продолжение темы Раздел 5. Организация управленческого учета.
Под организацией управленческого учета понимают систему условий и элементов построения учетного процесса с целью получения достоверной и своевременной информации о хозяйственной деятельности организации, осуществления контроля за рациональным использованием производственных ресурсов и управления производственной деятельностью. Ответственность за организацию управленческого учета в организациях несут руководители организаций. В зависимости от объема учетной работы они могут:
учредить службу управленческого учета как структурное подразделение, возглавляемое соответствующим руководителем;
ввести в штат бухгалтерии должности специалистов по управленческому учету (бухгалтеров-аналитиков).
Для обеспечения рациональной организации управленческого учета большое значение имеет разработка плана его организации.
План организации управленческого учета состоит из следующих элементов: план документации и документооборота, план счетов и их корреспонденции, план отчетности, план технического оформления учета, план организации труда работников бухгалтерии.
В плане документации указывается перечень документов для учета хозяйственных операций и составления расчетов потребности в бланках. При этом организации могут использовать типовые формы первичных учетных документов или применять формы документов, разработанных самостоятельно.
Основой организации первичного учета в организациях является график документооборота. Под документооборотом понимают путь, который проходят документы от момента их выписки до сдачи на хранение в архив. В графике документооборота определяется круг лиц, ответственных за оформление документов, и указываются порядок, место, время прохождения документа с момента составления до сдачи в архив.
При разработке плана счетов для управленческого учета необходимо иметь в виду, что действующий в настоящее время план счетов бухгалтерского учета, утвержденный приказом Минфина РФ от 31.10.01г. № 94н, позволяет осуществлять учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции одновременно для целей финансового и управленческого учета. При этом допускается использование однокруговой (монистической) и двухкруговой (дуалистической) систем учета производственных затрат.
Однокруговая система учета затрат может осуществляться:
без использования специальных счетов управленческого учета;
с использованием системы счетов управленческого учета.
Однокруговую систему учета затрат целесообразно использовать в малых и средних организациях, поскольку она основана на использовании одинаковых оценок в финансовом и управленческом учете, и вследствие этого возможности контроля затрат ограничены.
Двухкруговую систему учета затрат целесообразно использовать в крупных организациях. При данной системе финансовый и управленческий имеют самостоятельные планы счетов. Возможен также вариант выделения для управленческого учета обособленных счетов.
Для согласования данных финансового и управленческого учета используют переходные и зеркальные счета. Переходные счета обеспечивают перенос информации из финансового учета в управленческий и из управленческого – в финансовый. Зеркальные счета обеспечивают численное согласование данных финансового и управленческого учета и выявление возможных расхождений.
В плане отчетности указываются: перечень отчетных форм, отчетный период, за который составляется та или иная форма отчета, сроки представления отчетности, наименование служб и подразделений, а также фамилии должностных лиц, получающих отчеты способ представления отчетов и фамилии работников, отвечающих за составление отчетности, с точным указанием выполняемых работ. План отчетности, как правило, состоит из двух частей. В первой части содержатся необходимые сведения по отчетности, представляемой вышестоящим пользователям, во второй – по отчетности, получаемой от нижестоящих подразделений организации.
В плане технического оформления учета указывается, какие вычислительные машины, приборы и устройства будут использоваться в организации. Помимо использования вычислительных машин в соответствующих организационных формах необходимо предусмотреть применение различных вычислительных таблиц и разного рода средств механизации измерения и счета: мерной тары, весов, счетчиков (газовых, электрических и т.п.).
В плане организации труда работников бухгалтерии определяется структура данной службы, ее штат, дается должностная характеристика каждому работнику, намечаются мероприятия по повышению квалификации, составляются графики учетных работ. В средних организациях в состав службы управленческого учета можно включить следующие группы (отделы): планирования, материальную, учета затрат труда и его оплаты, производственно-калькуляционную, учета продажи продукции, аналитическую.
Группа планирования составляет главный бюджет, охватывающий основную деятельность организации; бюджеты структурных подразделений организации и другие частные бюджеты (бюджеты продаж, закупок, производственный и т.п.); операционный бюджет, который детализирует через частные бюджеты статьи доходов и расходов и представляется в виде прогноза прибылей и убытков; финансовый бюджет, прогнозирующий денежные потоки организации на планируемый период; специальные бюджеты для отдельных видов деятельности или программ.
Материальная группа:
осуществляется выбор поставщиков материальных ресурсов, контроль за поступлением, хранением и использованием этих ресурсов;
разрабатывает нормы расхода сырья и материалов на осуществление производственной деятельности, нормы запасов сырья и материалов на складах;
принимает участие в выборе типовых и разработке новых форм первичных документов и учетных регистров для учета поступления, наличия и отпуска всех видов сырья и материалов;
разрабатывает формы отчетов о расходе сырья и материалов;
осуществляет выбор цен для оприходования и расхода сырья и материалов.
Группа учета затрат труда и его оплаты осуществляет нормирование труда, определяет расценки оплаты труда, контролирует использование фонда заработной платы, принимает участие в разработке форм первичных документов, учетных регистров и отчетов по труду и заработной плате.
Производственно-калькуляционная группа определяет перечень центров затрат и центров ответственности, устанавливает статьи затрат по каждому центру затрат, разрабатывает формы учетных регистров и отчетов по затратам и выпуску продукции, осуществляет калькулирование себестоимости продукции по центрам затрат и по организации в целом и контроль за эффективным использованием производственных ресурсов.
Группа учета продажи продукции определяет порядок учета выпуска и продажи продукции, состав покупателей, исчисляет фактические затраты по продаже продукции, себестоимость проданной продукции по ее видам, зонам продажи и т.п., разрабатывает формы отчетов по продаже продукции, выявляет прибыль и рентабельность по продаже отдельных видов продукции, структурным подразделениям, организации в целом.
Аналитическая группа осуществляет анализ эффективности деятельности по каждому центру затрат, структурному подразделению и организации в целом, выявляет резервы повышения эффективности использования всех видов ресурсов по всем подразделениям организации и организации в целом, принимает участие в разработке бюджетов организации (совместно с группой планирования).
Раздел 6. Системы управленческого учета.
Система управленческого учета характеризуется объемом информации, поставленными перед ней целями, критериями и средствами их достижения, составом и взаимодействием элементов.
Признаками классификации систем управленческого учета являются: широта охвата информацией, степень взаимосвязи финансового и управленческого учета, оперативность обработки, оценка продукции и целевое назначение.
По широте охвата информацией видов деятельности, организационной структуры предприятия, продукции различают полные системы, состоящие из совокупности систематического и проблемного учета, и системы с целевым набором из составных частей.
Систематический учет предполагает наличие автономии, собственных объектов и методов их отражения, понятий и последовательной структуры процедур, объединенных в единое целое. Элементами систематического учета являются:
измерение и оценка по приобретению и использованию производственных ресурсов;
контроль процессов снабжения, производства, продажи в натуральных измерителях;
группировка затрат по статьям расходов и элементам, местам возникновения, видам продукции, работ и услуг, сегментам рынка, а также порядок включения затрат в себестоимость;
внутренняя и внешняя отчетность, удовлетворяющая своих пользователей по срокам, содержанию и частоте представления.
Проблемный учет формирует информацию: об экономической, технологической, конструкторской и организационной подготовке производства; о ценах и реализации продукции; об управлении производственными запасами и рационализации расхода производственных ресурсов.
Задачи проблемного учета решаются с помощью методов программирования, нормирования, планирования, прогноза, систематического экономического анализа, контроля и регулирования на основе фактических данных производственного учета и статистики. Содержание понятия «проблемный учет» показывает, что эти данные применяются для решения экономических и производственных проблем предприятия. Информация, сформулированная в проблемном учете, используется для:
планирования и прогнозирования затрат и доходов, нормирования и составления смет;
анализа расходов и отклонений от нормативов (стандартов) и анализа доходности производства продуктов;
оценки деятельности предприятия и его структурных подразделений по критерию величины затрат и доходов, получаемых в процессе производства и сбыта;
принятия многовариантных управленческих решений на ближайшую и отдаленную перспективы в области производства и сбыта, кооперирования, импорта и экспорта, ассортимента продукции и др.;
разработки моделей управления запасами и затратами, которые обеспечивали бы их оптимизацию в сопоставлении с полученными доходами.
По степени взаимосвязи между финансовым и управленческим учетом в практике зарубежных стран применяют две системы: монистическую и дуалистическую.
Монистическая – интегрированная система, объединяющая финансовый и управленческий учет на основе прямой и обратной связи на счетах бухгалтерского учета. При этом финансовый учет путем отражения на счетах бухгалтерского учета хозяйственных операций, имущества, обязательств и капитала дает возможность оценить деятельность предприятия, его финансовое положение. Дополняя финансовую информацию данными внутренней отчетности, администрация может оценить эффективность организации производства на любом его участке. Из оперативных сведений и отчетности материально ответственных лиц определяются положительные и отрицательные отклонения от действующих стандартов, что создает предпосылки для организации действующей системы контроля за затратами и доходами.
Дуалистическая система – обособленное создание управленческого учета. Связь между двумя видами бухгалтерского учета осуществляется с помощью так называемых парных контрольных счетов одного и того же наименования.
По оперативности обработки информации различают систему учета фактических (прошлых) данных и систему учета стандартных (нормативных) данных. Первая состоит в формировании информации для расчета себестоимости проданной продукции и прибыли для определения фактической себестоимости и дохода от реализации единицы готовой продукции конкретного наименования и других показателей. Вторая включает: разработку стандартов на затраты по приобретению и использования материалов, основных фондов, трудовых ресурсов, накладных расходов; составление калькуляций себестоимости по нормативным затратам и учет фактических затрат с выделением отклонений от нормативов и смет. Она ориентирована на оперативность контроля за ходом формирования себестоимости и при необходимости – на ее регулирование. В мировой практике такая система называется «стандарт-кост».
Оценка продукции – один из признаков классификации систем учета применяемый в практике. Существует система учета полных затрат и система учета ограниченных затрат. Обе они в управленческом учете отвечают разным целям.
Система учета полных затрат представлена традиционным учетом затрат на производство и калькулированием себестоимости. Основной группировкой затрат является их деление на прямые (относимые прямо на объект калькулирования) и косвенные (распределяемые между объектами калькулирования пропорционально какой-либо базе).
Под системой ограниченных затрат понимается подход, когда проводится подбор отдельных элементов затрат, которые носят прямой характер и включаются в себестоимость отдельных видов продукции. Затраты при этой системе зависят от объемов производства и потому их называют переменными. Калькуляция ограниченных затрат включает только их переменную часть, связанную с выпуском калькулируемого продукта.
Часть затрат, которые носят косвенный характер имеют отношение ко всей продукции. Такого рода затраты возмещаются из общей суммы выручки. В зарубежной практике этот вариант учета называется «директ-костинг»
Целевое назначение построения системы управленческого учета предусматривает деление ее на два вида: стратегический и текущий учет. Стратегический учет отражает деятельности организации в целом, используя специфические приемы рассмотрения ее финансовых и учетных проблем. Он сконцентрирован на деловых обязательствах и потенциальных возможностях. При этом обязательства оцениваются с точки зрения финансовых последствий и степени риска их выполнения. Потенциальные возможности должны быть определены исходя из вида и состояния бизнеса, реальной или вероятной способности предприятия выполнять свои обязательства. Здесь необходима информация о выпуске новой продукции для продаж на соответствующих рынках сбыта или открытия новых рынков для реализации как новой, так и ранее выпускаемой продукции.
Текущий учет – это система отражения объектов управленческого учета в прошлом, реальном и будущем периодах деятельности хозяйствующего субъекта.
Немаловажное значение в данной системе занимают два ее следующих элемента – затраты и контроль. Затраты имеют различные основания классификации, основные из которых базируются на согласовании затрат с доходами в течение длительного периода, измерении эффективности производства отдельных продуктов предполагаемых к выпуску или фактически выпускаемых, сопоставлении затрат на отдельные изделия с их распределением по видам деятельности.
Контроль в системе стратегического учета представлен в другом ракурсе, чем в бухгалтерском финансовом учете. Он направлен на будущее и состоит из процедур определения правильности выбора цели затрат и результатов деятельности, выявления внутренних и внешних факторов, влияющих или имеющих возможность повлиять на исполнение установленной цели, и т.д.
Раздел 7. Процесс принятия управленческих решений.
Необходимым условием для правильного восприятия управленческого учета является понимание процесса принятия решения. Рассмотрим этапы процесса принятия решений.
Определение целей и задач. Прежде чем принять правильное решение, необходимо поставить цель. Обычно руководители предприятий ставят цель получения максимальной прибыли. Некоторые предприятия ставят перед собой задачу быстрее найти путь к получению прибыли, а не к ее максимизации. Другие предприятия будут стараться устранить опасности, связанные с их деятельностью, и неопределенности в будущем.
Поиск альтернативных вариантов деятельности. Сущность этого этапа заключается в поиске ряда возможных вариантов действий, направленных на достижение поставленных целей. Если руководство предприятия уделяет внимание ассортименту продукции, пользующейся спросом только в настоящее время, и рынкам сбыта сегодняшнего дня, то оно выпускает из вида возможность сужение рынка сбыта своей продукции и опасность конкуренции. Следовательно, чтобы руководство предприятия постоянно получало информацию о положительных и отрицательных тенденциях экономического развития и могло принимать меры по устранению всяких неожиданностей, необходимо выбрать один из следующих вариантов действия:
выпуск новой продукции для продажи на уже существующих рынках сбыта;
выпуск новой продукции для продажи на новых рынках сбыта:
поиск новых рынков для уже выпускаемой продукции.
Сбор данных для выбора альтернативных вариантов действий. Руководство предприятия должно оценить возможные темпы роста своей деятельности, способность предприятия удержать соответствующую долю рынка. Существуют факторы, которые влияют на выбор курса действий. Они называются экономической средой – это высокий уровень инфляцию, спад производства, усиление конкуренции. Курс, который выберет предприятие, вовлечет его средства в производство на длительный период, и предприятие будет находиться под влиянием своей экономической среды: продукции, которую оно производит, рынков сбыта. Выбор курса определяет решения, которые предприятие может принять в будущем. Эти решения называются долгосрочными.
Кроме них руководство должно принимать такие решения, которые не требуют долгосрочного вложения средств. Они называются краткосрочными. Принятие таких решений основывается на оценки материальных, финансовых и трудовых ресурсов, которыми располагает предприятие в данный момент времени. Вариантами таких решений, например, могут быть: установление продажных цен на продукцию, выбор ассортимента выпускаемой продукции.
Выбор оптимального варианта действий. Принятие решения – это сравнительная оценка альтернативных вариантов действий и выбор варианта, который отвечает интересам предприятия в наибольшей степени.
Осуществление принятых решений. Выбранные альтернативные варианты действий являются отправной точкой для составления сметы. Смета – это финансовый план реализации различных решений, принятых руководством. В сметах учитываются поступления и оттоки денежной наличности, доходы от продажи и затраты. Сметы сводятся в единый документ, в котором выражены намерения руководства и ожидаемые результаты.
Сравнения планируемых и фактических результатов и принятие мер в случае их расхождения. Эти этапы относятся к контролю и регулированию в рамках предприятия. Задачей контроля и регулирования является корректировка деятельности предприятия, таким образом, чтобы поставленные задачи были осуществлены. Для контроля за результатами деятельности бухгалтерия готовит отчеты и представляет их менеджерам, которые отвечают за принятие решений. В отчетах особое внимание должно уделяться показателям, которые расходятся с запланированными, чтобы менеджеры обратили на них внимание.
Заключение.
Управленческий учет – область знаний, необходимая каждому, кто занимается предпринимательством. Менеджер несет ответственность за выполнение целей, поставленных ему администрацией или учредителями предприятия. Результаты деятельности менеджера во многом зависят от информации, которую он использует для планирования управленческой деятельности и принятия решений.
Значение этой дисциплины состоит в том, что она системно рассматривает вопросы оперативного планирования, контроля и учета отдельных видов деятельности с другими внутренними проблемами предприятия. Отдельным критерием действенности системы является эффективное управление финансовыми и людскими ресурсами, а управленческий учет обеспечивает для этого необходимый механизм.
В курсовой работе рассмотрены общие вопросы, касающиеся управленческого учета.
Раздел 1 касается выделения управленческого учета из общей системы бухгалтерского учета. Далее дается определение сущности управленческого учета и перечисляются основные его цели. В разделе 3 приводится подробная сравнительная характеристика финансового и управленческого учета, различия и сходства между ними. Затем определяются метод и способы управленческого учета, к которым относятся: документация, инвентаризация, планирование, анализ и др. В разделе 5 говорится о способах организации управленческого учета (план документации, график документооборота, план отчетности, план организации труда работников). Также приведена классификация систем управленческого учета, а в последнем разделе рассматривается процесс принятия управленческих решений, который необходим для правильного понимания управленческого учета, так как управленческий учет является связующим звеном процесса управления с учетным процессом.
Список использованной литературы.
1. Н.П. Кондраков, М.А. Иванова. Бухгалтерский управленческий учет: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2003.
2. Т.П. Карпова. Управленческий учет: Учебник для вузов. – 2-е издание, перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
3. А.Т. Головизнина, О.И. Архипова. Бухгалтерский управленческий учет: Учебное пособие. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.
4. М.В. Вахрушина. Бухгалтерский управленческий учет: Учебник для вузов. – 2-е издание, перераб. и доп. – М.: ИКФ,2002.
5. В.Б. Ивашкевич. Бухгалтерский управленческий учет: Учебник для вузов. – М.: Юристъ,2003.
6. Б.А. Керимов. Управленческий учет: Учебник. – М.: Маркетинг,2001.
7. С.А. Николаева. Управленческий учет: Учебное пособие. – М.: ИПБ России ИПБ-БИНФА, 2002.
8. Управленческий учет: Учебное пособие/Под ред. А.Д.Шеремета. – 2-е издание, исправленное. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2001.
9. Н.П. Кондраков. Бухгалтерский учет. – 5-е издание, перераб. и доп. – М.:ИНФРА-М, 2005.